Mazda-moscow.ru

Журнал Aвтомобилиста
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Круиз контроль что это

Адаптивный круиз-контроль

Адаптивный круиз-контроль (Adaptive Cruise Control, ACC) предназначен для автоматического управления скоростью движения автомобиля. Адаптивный круиз-контроль является дальнейшим развитием системы круиз-контроля, которая поддерживает заданную постоянную скорость движения.

Известными системами адаптивного круиз-контроля являются:

  • Preview Distance Control от Mitsubishi;
  • Radar Cruise Control от Toyota;
  • Distronic (Distronic Plus) от Mercedes-Benz;
  • Active Cruise Control от BMW;
  • Adaptive Cruise Control от Volkswagen, Audi, Honda.

Система адаптивного круиз-контроля включает датчик расстояния, блок управления и исполнительные устройства.

Датчик расстояния служит для измерения скорости и расстояния до впереди идущего автомобиля. В качестве датчика расстояния используются радары или лидары. Радар (Radar, Radio Detection and Ranging) излучает электромагнитные волны на объект и получает обратный сигнал – эхо. Скорость впереди идущего автомобиля оценивается по изменению частоты отраженной волны, а расстояние до машины — по времени возвращения сигнала. Установленные параметры преобразуются в электрические сигналы и передаются в блок управления.

Лидар (Lidar, Liht Detecting and Ranging) использует инфракрасный лазерный луч. Принцип действия лидара аналогичен радару. Лазерные датчики дешевле радаров, но подвержены влиянию погодных условий, поэтому на автомобилях премиум-класса в системе адаптивного круиз-контроля используются, в основном, радары.

Датчик расстояния устанавливается на переднем бампере или решетке радитора автомобиля. Радиус действия датчика составляет порядка 150 м. В последних разработках адаптивного-круиз-контроля используется датчики расстояния короткого и длинного диапазонов. Датчик короткого диапазона обеспечивает замедление автомобиля до полной остановки. Датчик длинного диапазона – до 30 км/ч. Это расширяет функциональные возможности системы и позволяет ее использовать при движении автомобиля с малой скоростью на небольшой дистанции (например, при движении в «пробках»). К примеру, в системе Distronic Plus используется три датчика – один дальнего и два ближнего действия.

Электронный блок управления принимает сигналы от датчиков расстояния, а также входную информацию от других систем, с помощью которых определяется:

  • скорость и дистанция до впереди идущего автомобиля;
  • скорость управляемого автомобиля;
  • угол поворота рулевого колеса;
  • боковое ускорение;
  • радиус кривой.

Программное обеспечение, установленное в блоке, сравнивает фактические параметры движения с заданными, на основании которого формируются управляющие воздействия по изменению скорости движения. Своих исполнительных устройств система АСС не имеет, а используют другие электронные системы автомобиля, с которыми связывается через соотсветствующие блоки управления (система курсовой устойчивости, дроссельная заслонка с электрическим приводом, автоматическая коробка передач).

Принцип работы системы

Работа системы адаптивного круиз-контроля осуществляется в диапазоне скоростей от 30 до 180 км/ч. Современные системы АСС поддерживают скоростной режим от 0 до 200 км/ч, а также режим торможения и старта в условиях плотного движения (функция Stop and Go).

Адаптивный круиз-контроль обеспечивает движение автомобиля в режимах постоянной скорости, ускорения и замедления. При отсутствии на дороге других автомобилей, система поддерживает заданную водителем скорость. При ускорении или перестроении впереди идущего автомобиля происходит ускорение автомобиля до заданной водителем скорости.

При замедлении или перестроении из соседнего ряда впереди идущего автомобиля происходит замедление автомобиля до заданной водителем дистанции. На низкой скорости замедление достигается за счёт работы тормозной системы (увеличения давления тормозной жидкости в системе), на высокой скорости — за счет снижения мощности двигателя (уменьшения подачи воздуха через дроссельную заслонку) и, при необходимости, работы тормозной системы.

С целью повышения безопасности автомобиля отдельные конструкции адаптивного круиз-контроля могут быть дополнены системами превентивной безопасности, экстренного торможения, GPS-навигации.

Адаптивный круиз контроль служит технической основой разрабатываемых систем автоматического управления автомобилем.

Что такое круиз-контроль и как пользоваться?

Круиз-контроль — незаменимый помощник в дальней дороге. Благодаря ему, многие дальнобойщики преодолевают тысячи километров в день без особой усталости. Сейчас, во многих современных, даже бюджетных авто, предусмотрена система “круиза”. Итак, насколько полезен, как работает, зачем вообще нужен круиз-контроль — читайте далее!

Что такое круиз-контроль?

Круиз-контроль — это система, позволяющая держать постоянную скорость автомобиля, вне зависимости от типа дорожного покрытия, при этом контроль водителя не требуется. Система крайне востребована при дальних загородных поездках, где авто движется с постоянной скоростью. Первыми “круизами” оснащались американские авто, ведь именно там абсолютное большинство загородных автодорог.

Круиз-контроль начал свое существование с пассивной системы, которая состоит из:

  • рычаг управления;
  • автоматический контроллер;
  • сервопривод;
  • электромагнитный клапан управления системой;
  • дополнительный привод на дроссельную заслонку.

Принцип работы: коллектор управляет клапанами сервопривода, которые реагируют на различие реальной и заданной скорости движения. Пользуясь разрежением во впускном коллекторе, мембрана сервопривода подает сигнал на дроссельную заслонку, корректируя подачу топлива.

Для безопасности система не работает при скорости ниже 40 км/ч.

Устройство и принцип работы

Круиз контроль это сервоустройство, которое подключается к бортовому компьютеру автомобиля. Оно регулирует открытие дроссельной заслонки. Подсоединение осуществляется при помощи троса (иногда тяги), а в машинах последнего поколения – к электронной системе транспорта.

В комплект (это зависит от модели системы и ее производителя) может входить:

  • Блок управления;
  • Регулятор положения дросселя;
  • Датчик скорости (или подключается к уже имеющемуся);
  • Датчик положения дроссельной заслонки (или подключается к штатному);
  • Предохранитель;
  • Пульт управления (выносится на руль или на консоль).

Принцип работы круиз контроля следующий. Когда водитель автомашины нажимает переключатель, блок управления запоминает положение педали газа и фиксирует данные скорости транспортного средства. При включенном устройстве светится соответствующий значок (либо на приборной панели, если система штатная, либо на кнопке активации).

При изменении скорости автомобиля с датчиков поступает сигнал на блок управления, и он посылает команду на сервопривод открыть или закрыть дроссель. Такой помощник пригодится при длительной езде по автостраде или шоссе. Также он будет незаменим при движении по затяжным склонам (как на подъем, так и на спуск).

В зависимости от модели системы ее деактивация может производиться путем нажатия кнопки OFF, нажатием на педаль сцепления или тормоза.

Что такое адаптивный круиз

Адаптивный круиз-контроль (ACC) — продвинутая система “круиза”, позволяющая самостоятельно менять скорость движения, в зависимости от дорожной обстановки. Например машина может самостоятельно затормозить, если впереди замечена потенциальная опасность столкновения.

ААС состоит из трех главных компонентов:

  • сенсорные датчики, определяющие дистанцию и интервал между вашим авто и другими участниками дорожного движения. Радиус действия от 30 до 200 метров. Излучатель может быть инфракрасным, электромагнитным или ультразвуковым;
  • блок управления, собирающий информацию от датчиков, учитывает расстояние до предыдущего транспорта, скорость движения вашего авто, после регулирует процесс набора скорости или торможения;
  • набор оборудования, связывающие трансмиссию, датчики безопасности (ABS+EBD), и тормозные механизмы.

Виды круиз контроля

Существует два вида круиз контроля:

  • Активный (или адаптивный круиз контроль) – не только фиксирует скорость данного автомобиля, но и отслеживает положение ведущего авто (предварительно нужна установка на конкретную машину, по которой будет ориентироваться радар и видеокамера). Такая система позволяет контролировать скорость на трассе в зависимости от трафика.
  • Пассивный круиз контроль только поддерживает установленную заранее скорость. Управление осуществляется на основании предустановки педали акселератора. Водитель должен сам следить за автомобилями, находящимися впереди и в соответствии с этим менять полосу или тормозить.

Систему можно установить, как в авто с механической коробкой, так и в машине с автоматической КП. В случае автомата интеллектуальный круиз контроль самостоятельно регулирует дроссель. Вместе с этим автомобиль может менять передачу. Это пригодится при передвижении по дороге с небольшими перевалами.

На механике система работает немного иначе. Принцип действия остается прежним, только универсальный круиз контроль с механической педалью газа нуждается в некотором участии водителя. Например, когда автомобиль начинает подниматься на возвышенность, система не фиксирует нагрузку, поступающую от колес, поэтому дроссель может открываться недостаточно, чтобы машина хорошо разогналась.

Включенный механический круиз контроль не дает возможность переключиться на пониженную передачу, поэтому на подъеме нужно либо подгазовывать, либо отключать систему и включать пониженную.

Как пользоваться круиз контролем

Для того, чтобы включить круиз-контроль — предусмотрена специальная кнопка, чаще установленная на рулевом колесе или в блоке подрулевых переключателей. Процесс управления:

  • для активации требуется нажать на кнопку “Cruise ON/OFF”, при отсутствии таковых будет значок с надписью “SET”, активирующий систему. Для выключения “круиза” достаточно нажать на педаль акселератора или тормоза;
  • клавиша “ SET +” и “SET -” позволяет регулировать скорость движения, увеличивая или уменьшая ее.

Круиз-контроль работает до скорости 200 км/ч, дальше система отключается, и управление автомобилем переходит в руки водителя.

Меры предосторожности

Любое дополнительное устройство, облегчающее процесс управления автомобилем, имеет существенный недостаток. Оно способно усыпить бдительность водителя. Категорически запрещено использовать устройство в таких условиях:

  • Лед на дороге;
  • Мокрая дорога;
  • Туман, дождь, снегопад или ночью.

Даже если в автомобиле установлена самая последняя модель интеллектуального круиз контроля, она не заменит реакцию и бдительность водителя. Также стоит всегда делать поправку на возможность возникновения ошибки в электронной системе авто, которая может привести к сбою устройства.

Достоинства и недостатки круиз контроля

К бесспорным достоинствам данной системы помощи водителю относятся:

Читать еще:  Как проверить дмрв ваз 2107

  • Возможность для водителя отдохнуть во время утомительной езды по прямой трассе;
  • Если водитель немного отвлекся от вождения, то адаптивный круиз контроль подстрахует, отслеживая приближение впереди идущего авто;
  • Система подключается и к механике, и к автомату;
  • Во время длительной поездки система позволяет сэкономить топливо приблизительно на 7 процентов.
  • Быстро отключается – достаточно нажать на тормоз или до упора газ;
  • Увеличение уровня фронтальной безопасности;
  • Если водитель убрал руки с руля, система также деактивируется.

Как и любая дополнительная система, круиз контроль имеет свои недостатки:

  • Система эффективна только на большие расстояния;
  • У водителя есть искушение отвлечься от управления автомобилем (если установлена интеллектуальная модель последнего поколения);
  • Дорогостоящий ремонт отдельных компонентов
  • Чем больше электронных устройств, тем выше вероятность появления ошибки;
  • Нельзя использовать в сложных погодных условиях.

Видео обзор

В данном видео вы узнаете подробнее о работе круиз-контроля, а также их модификациях.

Что такое круиз-контроль?

Круиз-контроль — это современная вспомогательная система в автомобиле, которая помогает водителю сделать передвижение в автомобиле максимально комфортным.

Прелесть круиз-контроля в том, что в активном состоянии он способен автоматически поддерживать постоянную скорость движения автомобиля при минимальном вмешательстве водителя.

Наличие круиз-контроля является дополнительным преимуществом при выборе и покупке автомобиля. Эта система считается привилегией машин среднего и премиум класса и за неё потенциальные покупатели готовы доплачивать. Однако не все анализируют собственные потребности в обладании круиз-контролем — во многих случаях данная система просто бесполезна для автовладельца. Почему? Читайте далее.

Как работает круиз-контроль и всегда ли он нужен?

Мы живём в такое время, когда всевозможные технологические новинки уже перестали быть чем то экстраординарным. Всеобщая автоматизация для облегчения жизни человеку проникла и в отрасль автомобилестроения. Однако, хотя мы и слышим об «умных» автомобилях без водителя, повсеместное внедрение этих технологий состоится ещё очень не скоро. Круиз-контроль — это лишь небольшое усовершенствование, которое облегчает процесс управления автомобилем, не может полноценно заменить водителя.

Суть работы круиз-контроля состоит в поддержании постоянной скорости движения автомобиля. Когда система находится в активном состоянии, ваш автомобиль будет увеличивать скорость при движении в гору и снижать её при спуске, стараясь поддерживать заданное значение. Одной из функций круиз-контроля при его изобретении была экономия топлива за счёт поддержания постоянной скорости движения и отсутствия резких перепадов разгона и торможения. В наше время круиз-контроль тоже может помочь в вопросах экономии топлива, но при условии его правильного использования.

На текущем этапе развития подобных систем считается, что применение круиз-контроля оправдано при длительных поездках по трассе. Именно длительное передвижение в относительно «монотонном» режиме является оптимальным для круиз-контроля. При движении в условиях города использование круиз-контроля нецелесообразно из-за «рваной» езды с постоянными разгонами и торможениями в пробках и на светофорах.

Типы круиз-контроля и особенности оснащения автомобиля

Существует два типа систем круиз-контроля: пассивный и адаптивный. Второй типа систему фактически является развитием и усовершенствованием первого типа.

Пассивный круиз-контроль — это классический тип системы контроля. При запуске в работу с помощью кнопки включения система начинает поддерживать установленную скорость движения с помощью встроенных алгоритмов. Водитель может увеличивать/уменьшать заданный порог скорости с помощью клавиш регулировки. Кроме того, есть возможность кратковременно увеличить скорость движения с помощью педали газа, например, для совершения обгона. После того, как педаль газа будет отпущена, скорость вернётся к заданному значению. Иначе обстоит дело с торможением. При совершении торможения круиз-контроль переходит в режим ожидания — устанавливается «на паузу» и ожидает команды запуска от водителя.

Адаптивный круиз-контроль — это технологическая новинка в системах контроля. Функциональное назначение осталось прежним, но поведение существенно изменилось. Оснащение различными дополнительными датчиками и сенсорами позволило создать систему, которая изменяет своё поведение в зависимости от внешних условий. В частности, получая данные о скорости впереди идущего автомобиля, адаптивный круиз-контроль поддерживает аналогичную скорость и сохраняет безопасное расстояние между автомобилями.

Если на вашем автомобиле система круиз-контроля отсутствует, то ещё не всё потеряно — её можно установить в качестве дополнительной опции. Во многих современных автомобилях уже с завода заложены необходимые технические решения для расширения функционала. Поэтому потребуется всего лишь небольшой набор с органами управления круиз-контролем и вспомогательными системами. И конечно, чтобы работа по установке круиз-контроля не обернулась неожиданным выходом автомобиля из строя, лучше доверить это специалистам автосервиса.

Как работает система круиз-контроля.

Круиз-контроль представляет собой систему автоматического поддержания заданной скорости без участия водителя. Она поможет сделать долгий путь будет менее утомительным, для водителя по крайней мере, да и боль в колене, так часто приследующая нас при длительных поездках тоже отступит.

Круиз-контроль гораздо более распространен на американских автомобилях, в отличие от европейских, поскольку расстояния в Америке гораздо больше, да и дороги гораздо шире. Из-за того, что трафик постоянно растет, основные функции круиз-контроля становятся менее полезным, но вместо устаревших систем первого поколения, на смену приходят системы адаптационного круиз-контроля, которые позволят вашей машине следовать за автомобилем в переди, и постоянно регулировать скорость для поддержания безопасной дистанции. В этой статье мы расскажем, как работает обычный круиз-контроль, а так же немного осветим адаптивный.

Что делает система круиз-контроля.

На самом деле, она имеет множество функций помимо контроля за скоростью автомобиля. Например, система показанная на картинке ниже, может ускорять или замедлять автомобиль на 1 км/ч одним нажатием кнопки. Нажмите кнопку пять раз, и поедете на 5 км/ч быстрее. Есть также несколько важных функций безопасности — круиз-контроль отключится, как только вы нажмете на педаль тормоза, и он не будет включатся на скорости 40 км/ч.

Система изображенная ниже, имеет пять кнопок: On, Off, Set/Accel, Resume и Coast. Она также имеет и шестую «кнопку» — педаль тормоза, и если ваш автомобиль имеет ручную коробку передач, педаль также подключена к круиз-контролю.

Кнопки On/Off, как не сложно догадаться, включают/выключают систему. При нажатии на кнопку On ничего не происходит, просто автомобиль будет готов к тому, что вы нажемете другие кнопки в ближайшее время. Кнопка Off выключает систему, даже если та работает в данный момент. Некоторые круиз-контроли вообще не имеют этих кнопок. Они выключаются, когда водитель нажимает на тормоз, и включаются при нажатии Set.

При нажатии Set/Accel, автомобиль начинает поддерживать скорость, с которой вы движетесь в данный момент. Повторное нажатие начнет ускорение, на этом автомобиле, каждое нажатие кнопки будет ускорять машину на 1 км/ч.Если вы нажали тормоз, то в течении небольшого промежутка времени с этого момента, нажатие кнопки Resume вернет машину к тй скорости, с которой вы начали оттормаживаться.Нажатие Coast вызовет замедление автомобиля, точно так же, как если вы сняли вашу ногу с педали газа. На этой машине, нажав на кнопку один раз, вы замедлите ее на 1 км/ч. Педаль тормоза и педаль сцепления имеют переключатель, отключающий круиз-контроль. Так что вы можете выключить систему просто слегка нажав на тормоз или сцепление.

Ускорения и замедления с помощью системы круиз-контроля.

Система контролирует скорость вашего автомобиля так же, как и вы — с помощью регулировки дросселя. Но круиз-контроль контролирует дроссельный клапан с помощью пневмопривода, а не нажатием на педаль. Дроссельный клапан регулирует мощность и скорость двигателя, ограничивая количество воздуха, поступающего в двигатель.

На рисунке можно увидеть два тросика подключенных к шарниру перемещающему дроссельную заслонку. Один тросик идет к педали газа, и один к пневмоприводу. Если круиз-контроль включен, пневмопривод перемещает кабель подключенный к стержню, который регулирует дроссель; но также он тянет тросик, подключенный к педали газа — поэтому ваша педаль перемещается вверх и вниз, когда круиз-контроль работает.

Многие автомобили используют пневмоприводы, в которых вакуум нагнетается двигателем. Эти системы используют небольшой, электронно контролируемый клапан для регулирования вакуума в диафрагме. Практически так же, как и усилитель тормозов, который обеспечивает мощность вашей тормозной системы.

Управление круиз-контролем.

Мозг круиз-контроля представляет собой небольшой компьютер, который находится как правило, под капотом или за приборной панелью. Он подключается к дроссельному контролю, как мы уже узнали в предыдущем разделе, и к нескольким датчикам. На рисунке ниже показаны входы и выходы типичной системы круиз-контроля.

Хорошая система круиз-контроля быстро ускоряет машину до желаемой скорости, без ее превышения, а затем поддерживает с небольшим отклонением, независимо от того насколько загружен автомобиль, или насколько крутой склон встретился вам на пути. Контроль скорости осуществляется классическим примененим теории системы управления. В круиз-контроле система контроля скорости автомобиля регулирует позицию дросселя, поэтому она нуждается в датчиках, которые сообщают ему скорость машины и положение дроссельной заслонки. Она также должена отслеживать нажатие кнопок и педалей управления, чтобы получать данные о том, каакя требуемая скорость и когда отключаться. Наиболее важным фактором является скорость сигнала, ведь круиз-контролю надо успеть сделать с этим сигналом многое. Давайте начнем с одной из самых основных систем контроля — пропорциональный контроль.

Читать еще:  Как выгнать воздух из системы охлаждения ваз 2109

При пропорциональной системе контроля, круиз-контроль регулирует дроссель пропорционально ошибке, ошибке в разнице между желаемой скоростью и фактической скоростью. Таким образом, если круиз-контроль установлен на уровне 60 км/ч, а автомобиль двигается со скоростью 50 км/ч, дроссель будет открыт довольно широко. Когда автомобиль достигнет 55 км/ч, дроссельная заслонка будет открыта гораздо меньше, чем раньше. Результатом является то, что чем ближе автомобиль к требуемой скорости, тем медленнее он разгоняется. Кроме того, если вы были на достаточно крутом холме, автомобиль может вообще не разгоняться.

Большинство систем круиз-контроль используют системы управления, называющиеся пропорционально-интегрально-производными (Proportional-Integral-Derivative — PID). Не волнуйтесь, вам не нужно знать высшую математику, чтобы понять объяснение — просто помните, что:

Интеграл от скорости — расстояние.

Производная от скорости — ускорение.

А PID система контроля использует эти три коэффицента — пропорциональный, интегральный и производный, расчитывает каждый по отдельности и складывает их, чтобы получить положение дроссельной заслонки.

Мы уже обсудили пропорциональный коэффицент. Интегральный коэффициент основан на временном интеграле от ошибки скорости транспортного средства. Перевод: разница между расстоянием, которое ваш автомобиль действительно прошел, и расстоянием, которое он мог бы пройти, если бы движение происходило с требуемой скоростью, рассчитанная за определенный период времени. Этот коэффицент отвечает за ускорение автомобиля в гору, а также помогает ему достичь необходимой скорости, и остаться на ней. Допустим, ваш автомобиль начинает подниматься на холм, и замедляется. Пропорциональная система приоткрывает дроссельную заслонку немного больше, но вы все еще может замедляться. Через некоторое время, интегральный контроль начнет открывать дроссельную заслонку, все больше и больше, потому что чем дольше машина двиигается медленне требуемой скорости, тем большую ошибку расстояния получает система.

Теперь давайте добавим заключительный коэффицент, производный. Помните, что производная от скорости — это ускорение. Этот коэффицент помогает круиз-контролю быстро реагировать на изменения дорожной обстановки, как например холмы. Если автомобиль начинает замедляться, круиз контроль видит это ускорение (замедление это отрицательное ускорение, ну а ускорение — это положительное ускорение, уж простите за тавтологию), и до того, как скорость может сильно измениться, реагирует открытием дроссельной заслонки.

Адаптивный круиз-контроль.

Это система, которая может автоматически настроить скорость автомобиля для поддержания безопасного расстояния до переди идущего транспортного средства. В ней используется радар, установленный за радиаторной решеткой, который постоянно посылая вперед сигнал, определяет по скорости его возвращения расстояние до автомобиля впереди, замедляется тот, или ускоряется.

Адаптивный круиз-контроль похож на обычный круиз-контроль тем, что он держит автомобиль на заранее установленной скорости. Однако, в отличие от обычного, эта система может автоматически настроить скорость в целях поддержания надлежащего расстояния между транспортными средствами в той же полосе движения. Это достигается с помощью радиолокационного датчика, цифрового сигнального процессора и продольных контроллеров. Если впереди идущий автомобиль замедляется, или, если другой объект обнаружен, то система посылает сигнал на двигатель и тормозную систему для замедления. Затем, когда дорога чиста, система будет повторно ускорять автомобиль до заданной скорости.

Радиолокационная система Autocruise, работающая на частоте 77-ГГц, производства компании TRW, имеет дальность действия до 150 метров, и работает на скорости движения транспортного средства, от 30 км/ч до 180 км/ч. Система Delphi, работающая на 76-ГГц, также может обнаруживать объекты на расстояниях до 150 метров, и работает на скорости от 32 км/ч.

На данный момент, адаптивный круиз-контроль это перспективная система, введенная во многих странах в Европе, и в настоящее время активно развивающаяся. Она так же расширяет возможности предупреждения столкновений, сигнализируя водителю посредством визуального и / или аудио-сигналов, что столкновение неизбежно, и торможение или уклонение необходимо. Так же система отлично работает в паре с системой экстренного торможения (Brake assist), но о ней в следующей статье.

Круиз-контроль. Действительно ли использование круиз-контроля снижает расход топлива?

Каждый водитель хочет, чтобы его машина потребляла как можно меньше топлива. На расход топлива влияет не только стиль вождения, но и использование множества дополнительных функций, улучшающих комфорт вождения, поэтому не всегда достаточно убрать ногу с педали газа, чтобы снизить потребление топлива. А как на расход топлива влияет круиз-контроль? Оказывается, нет однозначного ответа на этот вопрос.

Экономное вождение — два ответа на один вопрос

С одной стороны, экономное вождение не так уж сложно — как только выработаем несколько привычек, мы сможем добиться отличных результатов, например, снизить расход топлива и увеличить расстояние, которое автомобиль может пройти с полным баком. С другой стороны, можно легко увлечься и превратить обычное вождение в борьбу за выживание.

Например, кондиционер может увеличить расход топлива на один, два или даже три литра бензина на 100 км. Конечно, целесообразно использовать его с умом, чтобы минимизировать потребление топлива, но отказавшись от приятного холодка в жаркий день, чтобы сэкономить около 5–10 злотых на 100 км, слишком много приносим в жертву. Мы теряем не только комфорт для самих себя и своих пассажиров, но также ставим под угрозу нашу безопасность — жаркая погода негативно влияет на реакцию водителя, его душевное состояние, в крайних случаях это может даже привести к обмороку и т. д. На расход топлива также имеют воздействие другие элементы оборудования автомобиля, например, радио, аудиосистема, освещение и т. д. Означает ли это, что мы должны отказаться и от них?

Гораздо лучше заботиться о хорошем состоянии автомобиля, разумно использовать его функции и системы, а также соблюдать несколько очевидных правил. Динамическое вождение увеличивает расход топлива, но это не означает, что мы должны ползти со скоростью 50–60 км/ч, включив 5-ю или 6-ю передачу — это не имеет смысла. Относительно быстрое достижение желаемой скорости позволит в течение длительного времени двигаться с фиксированным числом оборотов и на оптимально подобранной передаче, что значительно снижает расход топлива. Кроме того, рекомендуется закрыть все окна (открытое окно означает большее сопротивление воздуха), убрать ненужную нагрузку из багажника, разумно использовать кондиционер (избегая полной мощности и самой низкой температуры), следить за правильным давлением в шинах, если возможно, тормозить двигателем, например, при приближении к светофору. С другой стороны, круиз-контроль на дороге может быть очень полезным. Но так ли это всегда?

Экономит ли круиз-контроль топливо? И да, и нет.

В нескольких словах можно сказать, что использование круиз-контроля, безусловно, повышает комфорт вождения, позволяя ногам отдыхать даже во время коротких поездок за город. Однако в городе использование этой функции является ненужным, а в некоторых случаях — даже опасным. В любом случае, для тех, кто много путешествует, круиз-контроль, несомненно, является отличным и очень полезным изобретением. Но может ли он ограничить расход топлива?

Все зависит от типа круиз-контроля и маршрута или, точнее, от местности, по которой мы проезжаем. При наличии в автомобиле самого базового круиз-контроля без каких-либо дополнительных усовершенствований и при езде по ровной местности без уклонов и с умеренным дорожным движением расход топлива может немного снизиться. Почему? Круиз-контроль будет поддерживать фиксированную скорость без ненужного ускорения, замедления и т. д. Он может распознавать даже малейшие колебания скорости и реагировать немедленно, сводя ускорение к минимуму. Во время обычной езды водитель не может поддерживать фиксированную скорость, если постоянно не смотрит на спидометр.

Круиз-контроль обеспечит стабилизацию скорости и работу силовой установки без колеблющейся нагрузки, что на расстоянии сотен километров приведет к определенной разнице в расходе топлива.

К этому можно добавить и психологию. При использовании круиз-контроля мы не станем слишком часто обгонять, нажимая педаль до упора, а будем управлять автомобилем расслаблено, даже когда скорость немного ниже допустимого предела. Звучит необычно, но на практике это работает. Вместо того, чтобы постоянно обгонять других водителей, несмотря на то, что они развивают скорость около 110 км/ч вместо 120 км/ч, лучше установить на круиз-контроле более низкую скорость, расслабиться и наслаждаться поездкой.

По крайней мере, теоретически…

Каждый водитель хочет, чтобы его машина потребляла как можно меньше топлива. На расход топлива влияет не только стиль вождения, но и использование множества дополнительных функций, улучшающих комфорт вождения, поэтому не всегда достаточно убрать ногу с педали газа, чтобы снизить потребление топлива. А как на расход топлива влияет круиз-контроль? Оказывается, нет однозначного ответа на этот вопрос.

Совсем другое дело, если мы используем традиционный круиз-контроль в немного более разнообразной местности с большим количеством склонов, уклонов и т. д. Они могут быть и не очень крутыми, но если такая дорога занимает около десятка километров, использование круиз-контроля может привести к значительному увеличению расхода топлива. При движении в гору круиз-контроль будет пытаться поддерживать заданную скорость любой ценой даже за счет полного открытия дроссельной заслонки, что, конечно, потребует больше топлива. С другой стороны, при спуске эта функция может начать использовать тормоза, чтобы ограничить ускорение. Управляя автомобилем самостоятельно, водитель будет знать, как вести себя в различных условиях, например, ускоряться до наклона, замедляться при подъеме, тормозить двигателем при спуске с холма и т. д.

Читать еще:  Как открыть капот бмв е39

Еще одно отличие существует в автомобиле с активным круиз-контролем, дополненным такой функцией, как спутниковая навигация. В таком случае компьютер способен прогнозировать изменения на дороге и достаточно быстро реагировать на неизбежные изменения параметров движения. Например, «заметив» автомобиль впереди, активный круиз-контроль плавно снижает скорость, а затем разгоняется до заданной скорости. Кроме того, при считывании навигационных данных об уклоне, автомобиль переключается на более низкую передачу раньше и проезжает по отрезку дороги, не оказывая ненужного давления на силовую установку. Некоторые модели круиз-контроля также поставляются с опцией «дрейфа», которая может пригодиться при спуске с использованием тормозной системы и т. д. На неровной местности эти решения позволяют добиться лучших результатов, чем при традиционном круиз-контроле, но прогнозы водителя, его интуиция и опыт по-прежнему являются гарантией лучших результатов.

Это теоретически…

Как это выглядит на практике? Я решил проверить это по пути из Радома в Варшаву и назад (около 112 км в одну сторону, включая небольшое расстояние в пределах города). Обе поездки проходили ночью, при одинаковой температуре воздуха, расстояние также было одинаковым. Я ездил на Saab 9-3 SS 2005 года изготовления с двигателем 1,9 TiD мощностью 150 лошадиных сил и 6-ступенчатой механической коробкой передач.

Во время первой поездки в Варшаву и обратно я не использовал круиз-контроль, ехал со скоростью 110–120 км/ч, а движение было очень умеренным как на дороге, так и на коротких расстояниях в черте города — никаких дорожных пробок. Средний расход топлива, указанный компьютером, составил 5,2 л на 100 км после пробега 224 км. Во время второй поездки при тех же условиях (также ночью, с аналогичной температурой и погодными условиями) по скоростной автомагистрали я использовал круиз-контроль, настроенный на скорость около 115 км/ч. Проехав идентичное расстояние, бортовой компьютер показал средний расход топлива около 4,7 л на 100 км. Разница в 0,5 л на 100 км незначительна и просто показывает, что при оптимальных дорожных условиях (как с точки зрения интенсивности движения, так и рельефа местности) круиз-контроль может способствовать снижению расхода топлива, но в довольно небольшой степени.

Так использовать его или не использовать?

Конечно, использовать, но разумно! При езде по скоростной дороге с небольшим движением круиз-контроль становится почти спасением, и с ним даже короткая поездка станет более комфортной, чем управляя скоростью «вручную». Однако, если вы едете по горной местности, где даже скоростная дорога или автомагистраль становятся извилистыми и волнистыми, или если движение довольно интенсивное и требует, чтобы водитель всегда был настороже, снижал скорость, обгонял, ускорял и т. д., тогда лучше выбирайте езду без поддержки этой функции, даже если это активный круиз-контроль. Так вы не только сэкономите топливо, но и повысите уровень безопасности.

Что такое круиз-контроль и как он работает?

Вспомогательные системы, которыми оснащается автомобиль, призваны помочь водителю в управлении транспортным средством. Одной из таких полезных систем является cruise control. Оборудование было изобретено в Соединенных Штатах Америки и может монтироваться на машины с механической или автоматической трансмиссией.

Что такое круиз-контроль в автомобиле?

Это устройство, главная цель которого – сохранять заданную скорость движения. Иными словами, система способна при снижении скорости увеличивать газ и ограничивать скорость в случае ускорения – к примеру, когда авто движется на спуск. И все это – без привлечения водителя.

Когда пригодится система?

Эта опция очень важна в затяжных поездках – уставшему, привыкшему к монотонной езде водителю понадобится надежный помощник. Двигаясь по длинному отрезку трассы, автолюбитель задает конкретную постоянную скорость – система сохраняет выбранный режим. Водитель же может поудобнее устроиться в кресле, расслабиться, дать ногам отдохнуть.

Городской трафик не позволит круиз-контролю максимально реализовать свой потенциал, поскольку автомобиль перемещается с непостоянной скоростью. Да и активизируется система, лишь когда авто едет быстрее 40 км/ч.

Как функционирует круиз-контроль?

Это простое устройство представляет собой сервопривод. При помощи троса или тяги он соединен с механизмом, который регулирует подачу газа. Когда машина едет со стабильной скоростью, педаль акселератора зафиксирована под определенным углом. Если водитель активирует круиз-контроль, то система запоминает это положение и фиксирует актуальную скорость.

Например, при движении авто в гору происходит следующее:

  • Скорость падает.
  • Датчики информируют об этом электронный блок.
  • ЭБУ передает сервоприводу команду с целью переменить угол наклона сектора газа и повысить подачу топлива.
  • Скорость начинает расти.

Как работает круиз-контроль на автомате?

В машинах с автоматом все процессы система осуществляет самостоятельно. Когда скорость дойдет до заданного показателя, сервопривод остановится, а сектор газа зафиксируется в нужном положении.

Как работает круиз-контроль на механике?

Функционирование системы в авто с механической трансмиссией практически ничем не отличается от работы на машинах с автоматом. Однако нюансы все же есть: автолюбителю придется принимать участие в процессе. Так, при движении на подъем с активированным круиз-контролем водитель не сможет перейти на пониженную передачу – ему придется дополнительно нажимать на газ, иначе преодолеть возвышенность не получится.

Можно ли дополнительно установить круиз-контроль?

Да, можно. Услуги по установке системы актуальны для автолюбителей, в штатной комплектации машин которых данное устройство не предусмотрено.

Как работать с круиз-контролем?

Блок управления находится на руле, что дает возможность использовать опцию с максимальным комфортом. Система предполагает наличие нескольких клавиш:

  • ON/OFF – отвечает за активацию и дезактивацию.
  • SET/ASSEL – регулирует скорость. Одно нажатие кнопки позволит системе запомнить ту скорость, с которой машина ехала во время нажатия. Последующее надавливание на кнопку увеличит скорость на конкретное значение.
  • COAST – снижает скорость на заданное значение.
  • RESUME – возвращает систему к скорости, актуальной ранее.

Обратите внимание на то, что, когда система активируется, соответствующий значок, расположенный на панели приборов, засветится зеленым.

Также в авто с МКПП к управлению системой привлечены педали тормоза и сцепления. Даже несильное надавливание на педали деактивирует круиз-контроль, в результате чего авто переходит на ручное управление. В ряде моделей не предусмотрено наличие клавиш ON/OFF – их функции выполняет кнопка SET/ASSEL (отвечает за включение) и педаль тормоза (отвечает за выключение).

Виды круиз-контроля

Система пассивного типа представляет собой простое устройство, которое предназначено для сохранения заданной скорости. В состав системы входят датчики, блок управления, а также привод дроссельной заслонки.

Механизм функционирования пассивного круиз-контроля весьма простой. Когда скорость достигает оптимального, по мнению водителя, уровня, он активирует систему. Датчики ЭБУ запоминают скорость и позицию дроссельной заслонки. Если дорожные условия изменяются (например, авто движется на спуск или на подъем), то датчики извещают ЭБУ, а блок управления отправляет сигнал на привод дроссельной заслонки. Чтобы поддержать стабильную скорость, привод должен открыть или закрыть клапан.
Активный круиз-контроль наиболее часто называют адаптивным.

Адаптивный круиз-контроль

Это инновационная система, которая выполняет две функции:

  • Сохраняет назначенную скорость движения;
  • Отслеживает дорожную обстановку. Именно с этой целью в систему интегрированы камеры, датчики, а также радары.

Как это происходит? Система наблюдает за машиной, которая едет впереди, и приспосабливается к ее скорости. Это позволяет соблюдать безопасную дистанцию между двумя авто.

Самые современные системы способны также учитывать дорожную разметку – они не допустят, чтобы авто покинуло свою полосу.

Основное назначение адаптивного круиз-контроля – исключение вероятности столкновения с машиной, едущей впереди Вас. Если система вовремя не успевает среагировать и сбавить скорость, то она предупредит водителя – он сможет затормозить или изменить траекторию движения, чтобы избежать ДТП. Наиболее продвинутые устройства способны самостоятельно задействовать тормозную систему.

Достоинства и недостатки круиз-контроля

Многие автолюбители признают, что круиз-контроль весьма полезен. Такое мнение объясняется следующим:

  • Во время продолжительной поездки водитель может отдохнуть.
  • Систему можно легко установить на любые машины – с АКПП или МКПП, с бензиновыми или дизельными двигателями.
  • При езде со стабильной скоростью бензин или дизель расходуется не столь активно. Согласно статистическим данным, экономия топлива составляет 4–7%.
  • Круиз-контроль – это эффективная система пассивной безопасности. Например, адаптивный круиз-контроль создает допустимую дистанцию между автомобилями и, как следствие, минимизирует вероятность столкновения, а функция ограничителя скорости не позволит Вам увеличить скорость авто до того момента, пока Вы не выжмете педаль газа «в пол».

К недостаткам системы относят:

  • Возможность ошибки. Например, если засорились датчики или сломался радар, круиз-контроль может предположить, что впереди идущая машина находится на небезопасном расстоянии. Результат – резкое снижение скорости вплоть до полной остановки. Водитель не всегда оказывается готовым к такой ситуации.
  • Потеря бдительности. Автолюбитель, перекладывая свои обязанности по управлению авто на систему, становится менее восприимчивым к изменениям дорожной обстановки.
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector