Mazda-moscow.ru

Журнал Aвтомобилиста
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как снять заднее стекло ваз 2109

Как поменять заднее стекло автомобиля своими руками

Конечно, нечасто случаются трещины на окне сзади автомобиля. Но все-таки многих автолюбителей беспокоит такая поломка. Ведь порой у них остается только один выход – замена заднего стекла. Перечислим ситуации, при которых нужна именно замена заднего стекла:

  • последствия дорожно-транспортного происшествия;
  • от прилетевшего камня из-под колес уехавшей встречной машины на трассе создалась очень крупная трещина;
  • переустановка штатного окна на подобное от другой модификации автомобиля;
  • производится кузовной ремонт, при этом стеклянный элемент мешает работам.


Далее рассмотрим несколько случаев с заменой дефектного заднего стекла, применительно как к отечественным автомобилям, так и к импортным.

Предварительно заметим, что при данном ремонте есть определенные трудности, связанные с резиновым уплотнением либо с клеевым швом.

Как переустановить элемент ВАЗа

Если описывать замену заднего стекла на ВАЗ 2106, то надо учитывать, что на «шестерке» не предусмотрен обогрев окна. Здесь для работы, помимо помощника, нам необходимы:

  • отвертка плоская;
  • одеяло;
  • шнур капроновый 5 м;
  • мыльный раствор, кисточка.

Также почитайте про ремонт трещины на лобовом стекле автомобиля и замену задней подушки двигателя.

Начинаем.

  1. Со стороны багажника отверткой поддеваем накладку окантовки в каждом из нижних углов и удаляем её.
  2. Удаляем изнутри, в салоне, все декоративные накладки, закрывающие кромки окна.
  3. Начав с одного из нижних углов, отгибая отверткой уплотнитель, постепенно выдавливаем стекло наружу вместе с уплотнителем. Сначала высвобождается нижний угол окна, а потом и все остальное.
  4. Вытаскиваем стекло за нижнюю и боковую часть. Достав его полностью, снимаем с него уплотнитель от середины к краям.
  5. Осматриваем уплотнитель, также прочищаем отверткой его дренажные отверстия.
  6. Надеваем уплотнитель на новую деталь, снятую с одеяла, сначала продвигаемся по нижней стороне, затем по боковой, потом по верхней стороне и опять по боковой.
  7. Вставляем веревку в паз уплотнителя, предназначенный для кромки кузова, по всему периметру, причем по окончании процесса должны остаться концы веревки по 20 см.
  8. Мыльным раствором промазываем верхнюю часть уплотнителя и кромку кузова, на которую будет надеваться резиновый элемент.
  9. Насаживаем часть окна, где выходят концы веревки, на кромку кузова. Помощник уходит в салон и начинает аккуратно вытягивать концы веревки. При этом снаружи давим и постукиваем по стеклу рукой. В результате окно должно садиться на свое место вкупе с уплотнителем.
  10. Всё, что было снято, устанавливаем на место.

Таков процесс у «шестерки». А вот как производится замена стекла у ВАЗ 2109. Напоминаем, что у данной машины сзади пятая дверь. Для производства работ, опять с помощником, возьмем следующее:

  • отвертка плоская;
  • уайт-спирит, ветошь;
  • плотная веревка 5 м;
  • мыльный раствор.

  1. Убрав стеклоочиститель, просовывая отвертку максимум на 5 мм, отгибаем и достаем часть уплотнителя. Повторяем процедуру по всему периметру с осторожностью. Резиновый элемент достаем таким образом частями, поскольку он очень хрупок!
  2. Отсоединяем нити обогрева.
  3. Аккуратно извлекаем окно.
  4. Обезжириваем уайт-спиритом края нового, приготовленного к установке элемента.
  5. Надеваем уплотнитель на нашу новую деталь кузова – от углов к сторонам.
  6. Далее вставляем так называемый замок – блестящую деталь с клиновым профилем всовываем по всему периметру в уплотнитель. Смазываем паз уплотнителя, предназначенный для кузова, мыльной водой.
  7. Теперь действуем по уже изученному сценарию. Вставляем в паз резинового элемента веревку. Помощник из салона постепенно вытягивает её, одновременно давим снаружи по стеклянной поверхности. Первоначально можно полностью поставить низ окна в проем, а веревку в нижнюю часть не засовывать.
  8. На окончательном этапе подключаем обогрев.

Кстати, замена стекла у ВАЗ 2114 происходит точно так же, только там уже может не быть замка. То же самое касается и смены заднего стекла у ВАЗ 2110, правда, стеклоочиститель снимать не надо – он отсутствует. А вот при замене стекла у ВАЗ 21099 тоже придется установить замок. Хотя его можно всунуть и после монтажа стекла.

Что делать с той же деталью иномарок

А теперь обсудим ту же операцию применительно к некоторым популярным бюджетным иномаркам. Для замены заднего стекла у Рено Логан нам понадобятся:

  • отвертка;
  • шило;
  • нож;
  • струна;
  • набор для вклейки;
  • малярный скотч.


У данного автомобиля стеклянный элемент вклеен в кузов, поэтому действуем следующим образом, опять с помощником.

  1. Открепляем мешающие декоративные элементы.
  2. Протыкаем клеевой шов шилом.
  3. Просовываем в образовавшееся отверстие струну.
  4. Далее вместе с помощником, находящимся внутри салона, продергиваем струну по всему периметру окна.
  5. Аккуратно извлекаем демонтированную деталь.
  6. Срезаем старый шов, оставляя около 1 мм клея.
  7. Далее обрабатываем активатором, а затем грунтом из набора кромку окна и кромку проема.
  8. Устанавливаем резиновые накладки по периметру.
  9. Выждав полчаса, наносим клеевой состав на ту и другую кромки.
  10. Устанавливаем окно в штатное место.
  11. Проклеиваем малярным скотчем до полного высыхания клея (около 3 ч.).
  12. Убираем скотч. Устанавливаем декоративные элементы.
  13. Подключаем обогрев. Кстати, автоматически мы производим замену сломанного обогрева заднего стекла, так как исправными нитями прогрева уже оснащена новая деталь.

На этом процедуру можно посчитать завершенной. Как видим, она кардинально отличается от технологии, расписанной для ВАЗ. Всему виной способ крепления. Кстати, он же используется у Дэу Матиз.

Однако прозрачный элемент задней двери Матиза вклеить еще проще, чем у Логана – меньше объем работы. Вот только автолюбителей чаще беспокоит другая проблема – замена кнопки обогрева заднего стекла у Матиза. Дело в том, что у этих машин нет реле обогрева, поэтому кнопка часто выходит из строя. Так что, чем постоянно делать замену сломанной кнопки обогрева заднего стекла, лучше установить внутрь цепи реле. Для его установки достаточно изучить видео по замене сломанного реле обогрева стекла на похожих автомобилях.

Читать еще:  Как прокачать сцепление на форд транзит

В то же время замена форсунки омывателя заднего стекла на таких машинах осуществляется часто одновременно с переустановкой окна, поскольку омыватель находится прямо на стеклоочистителе. А стеклоочиститель, кстати, необходимо демонтировать перед снятием окна.

Еще надо добавить, что в случае замены сломанного заднего бокового стекла, при отсутствии двери, действовать нужно, используя принципы описанных технологий.

Цена стекольных работ

Всю эту операцию можно доверить сервисменам, если нет помощника и времени, но есть лишние средства. Для информации приводим данные по стоимости процедуры. Они усредненные. Причем, указаны относительно крупных российских городов. Смотрите вот в этой таблице.

ГородСтоимость
Москва1400 руб.
С-Петербург1500 руб.
Екатеринбург1000 руб.

Здесь приведены цены на работы для автомобилей ВАЗ. Конечно, конкретный автосервис может запросить чуть больше, но вряд ли отличие будет сильным. Если же работы производятся с вклеенными элементами, то стоимость увеличивается примерно вдвое.


Итак, инструкции, которые были приведены в статье, должны помочь автолюбителю, если он все-таки решится осуществить процедуру самостоятельно с помощником.

Ваз 2109: замена заднего стекла своими силами

Замена заднего стекла ваз 2109

Как правило, на ваз 2109 замена заднего стекла – это дело ответственное и требующее особых знаний. Но это вовсе не означает, что замена заднего стекла в ваз 2109 не может быть выполнена своими руками.

Замена заднего стекла

Замена заднего стекла ваз 2109

Заменить заднее стекло ваз 2109 можно, как и говорилось выше, самостоятельно. Прежде чем установить новое стекло, необходимо снять старое.

Снятие

Чтобы это сделать, следует:

  • Взять отвертку и воткнуть ее в уплотнитель, на который крепится стекло. Воткнуть ее следует примерно на 5 мм.

Примечание: получится вдеть отвертку и глубже, но делать этого не стоит, так как можно проделать слишком глубокое отверстие.

  • ​ Вытолкнуть уплотнитель наружу. Сначала нужно вытащить небольшой кусочек.
    Минус состоит в том, что нельзя, потянув за него, вытащить весь уплотнитель целиком. Просто он довольно хрупкий, поэтому быстро рвется.
  • ​ Аккуратно перемещать отвертку на несколько см. Оторвать еще кусочек уплотнителя.
  • ​ Шаг за шагом можно будет избавиться от всего.

Примечание: поскольку стекло крепится именно при помощи уплотнителя, то как только его не станет, оно начнет шататься. Поэтому избавляться от уплотнителя нужно медленно и аккуратно, чтобы стекло не вывалилось прежде, чем это будет нужно.

  • ​ После того, как уплотнитель снят до верхнего бокового угла, можно приступать и к снятию самого стекла.

Замена стекол ваз 2109

Не стоит особо стараться, снимая стекло. Обычно его не удается сохранить полностью невредимым.

Уж точно его нельзя будет использовать повторно.Главное, не повредить кузов ваз, иначе потребуется дополнительный ремонт.

Подготовка к установке

Прежде чем приступать к установке нового стекла, необходимо сделать следующее:

  • ​ Протереть края обезжиривателем, чтобы можно было легче установить уплотнитель. То есть, чем чище будет стекло, тем лучше сядет уплотнитель.

Примечание: если старый уплотнитель был снят аккуратно, то его можно использовать повторно.
Однако чтобы его аккуратно снять придется помучиться. Поэтому целесообразным является использование именно нового уплотнителя.

  • ​ Надеть уплотнитель. Сначала он распределяется по углам, а после – придавливается к сторонам стекла.
  • ​ После этого стоит установить замок, который представляет собой небольшой клин, внешне напоминающий букву П. Его нужно вставить так, чтобы он находился по центру уплотнителя, но проходил по всему периметру.

Примечание: перед установкой клин следует немного растянуть. Если этого не сделать, то его попросту не хватит. Обычно растянуть его можно до 20 см!

  • ​ Клин устанавливается следующим образом: сначала нужно вставить длинную часть, после – короткую. Так нужно сделать по всему периметру стекла.
    Если небольшая часть замка осталась нетронутой (то есть, она лишняя), то ее необходимо обрезать, иначе она будет мешать выполнять последующие действия.

Установка

Замена стёкол ваз 2109

Установка заднего стекла может понадобиться при его замене, либо при тонировке. Хотя обычно, тонированное стекло является новым, так как, как было сказано ранее, снять заднее стекло, не повредив его, практически невозможно.
Чтобы установка завершилась успешно, следует найти веревку, которая по длине бы полностью окружила стороны заднего стекла.
Она должна быть довольно плотной, так как нельзя допустить того, чтобы она порвалась. Если часть веревки останется в уплотнителе, то вытащить ее будет очень сложно.
Работу по установке нового заднего стекла нужно выполнять так:

  • ​ Определить, где примерно находится середина веревки. Этой частью вставить ее в с верхней стороны уплотнителя.
  • ​ Уплотнитель имеет два паза. Нужно найти тот, который находится ближе к верхней части стекла.
  • ​ Отверткой всунуть веревку в паз до самого упора. Вставлять веревку нужно до середины площади стекла.
    На этом нужно остановиться. Один конец веревки должен свободно висеть с одной стороны.
    При этом второй – должен быть воткнут в уплотнитель.
  • ​ С противоположной стороны следует так же вставлять веревку до тех пор, пока она не пересечется с концом предыдущей веревки.
  • ​ Когда они пересеклись, конец одной нужно поставить на конец другой.

Примечание: веревки должны находиться внахлест друг другу. Перехлест должен колебаться в пределах 5-10 см.

  • ​ Свободные концы веревки следует потянуть в салон.
  • ​ Только после этого можно ставить стекло в проем. Желательно, чтобы кто-то помогал, так как оно довольно тяжелое, и его можно случайно уронить. Нижняя часть проема должна попасть в наружный паз.
Читать еще:  Почему не горят стоп сигналы

Замена стекол на ваз 2109

  • ​ На стекло нужно слегка надавить. При этом оно должно еще лучше вдавиться в уплотнитель. Кроме того так оно намного лучше сядет на свое место.
  • ​ Веревку следует потянуть на себя с обеих сторон (так, как будто нужно завязать узел).
  • ​ Протянуть половину веревки до нижних углов стекла.
  • ​ После этого – плавным движением усадить стекло.
  • ​ Чтобы было легче пройти левые углы, необходимо «крутить» веревку по часовой стрелке, а правые – наоборот.

Примечание: поскольку веревка идет довольно туго, то этот процесс будет происходить очень медленно.
Однако конечный результат порадует. Ведь таким образом утеплитель хорошо сядет на проем и будет отлично держаться впоследствии.

  • ​ Вытягивая веревку, нужно аккуратно усаживать стекло в проем. Ударять по стеклу не нужно, так как оно пока что сидит очень ненадежно, поэтому оно может вывалиться.
  • ​ Когда веревка полностью вышла, следует тщательно проверить салон. Ведь уплотнитель мог слегка выйти наружу.
    Чтобы это исправить, следует загнать его в проем, используя плоскую отвертку.
  • ​ В конце следует усадить стекло до самого упора. Чтобы это без труда сделать, необходимо поставить руку на верхний край, слегка ударяя по ней второй рукой.
    Так же следует поступить с остальной площадью стекла.

Обычно стекло максимально садится уже после 3-4 дней езды. Этому способствуют постоянные вибрации, которые претерпевает автомобиль во время движения.
Желая сэкономить время, можно отогнать машину в автосалон, где цена на данную работу будет немаленькой. Однако можно проводить ремонтные работы своими руками и у себя дома.
Конечно, перед этим стоит пересмотреть различные фото и видео на эту тему. А если где-нибудь в Интернете попадется и инструкция, пренебрегать ею не стоит.

Так же на нашем ресурсе Вы можете узнать о замене лобового стекла.

Замена лобового и заднего стекла автомобиля ВАЗ-2110

Вклеиваем стекла при их замене, потере герметичности клеевого шва, правке поврежденного кузова.

Вырезание и вклеивание всех стекол производится одинаково, поэтому подробно рассмотрим только операцию замены заднего стекла.

Снимаем в салоне накладки задних стоек (смотрим статью – «Как снять обивку крыши автомобиля ВАЗ-2110»).

Поддеваем отверткой и извлекаем по три пистона крепления двух угловых панелей к боковым стойкам.

В салоне крестообразной отверткой отворачиваем по две пластмассовые гайки крепления каждой панели к задним стойкам.

Снимаем угловые панели.

Отсоединяем провода от нагревательного элемента стекла.

Снимаем окантовку стекла

Снимаем крышку багажника.

Снимаем уплотнитель багажника.

Для вырезания стекла необходимо проделать в клеевом шве отверстие, чтобы пропустить через него струну.

Для этого прокалываем клеевой шов стальной проволокой…

…или делаем струной пропил в нижнем углу стекла.

Продеваем через отверстие струну и прикрепляем к ее концам держатели.

Распилив струной клеевой шов по всему периметру, вынимаем стекло.

Закаленное заднее стекло при сильном ударе рассыпается на мелкие осколки (например, в результате ДТП).

В этом случае перед вклейкой нового стекла нужно очистить проем от осколков и срезать старый клеевой шов с остатками стекла.

Срезаем старый клеевой шов острым ножом, оставляя слой толщиной 1-2 мм.

Для вклейки стекла необходим набор, включающий тубу с клеем, обезжириватель и грунтовку (праймер), а также «пистолет» — для выдавливания клея из тубы.

Обезжириваем по всему периметру край стекла в месте нанесения клея и оконный проем

Наносим грунт (праймер) на стекло…

…и оконный проем.

Надеваем на стекло окантовку.

Выдавливая из тубы клей, наносим его ровным валиком высотой 10-12 мм по всему периметру стекла.

Прикладываем стекло с окантовкой к оконному проему, обеспечивая равномерность зазоров с панелями кузова

Для предотвращения сползания стекла вниз подкладываем под него клинья.

Полимеризация клея продолжается в течение двух-трех часов.

В это время автомобиль нельзя передвигать, закрывать стекла дверей или хлопать дверьми, т.к. повышение давления воздуха в салоне автомобиля может вызвать отрыв стекла.

Эксплуатировать автомобиль после вклейки стекла желательно не ранее, чем через 24 часа.

Замена ветрового стекла

При подготовке снимаем накладки передних стоек, облицовку и накладку ветрового стекла.

Снимаем накладку ветрового стекла.

Снимаем наружные уплотнители передних дверей.

Вырезать ветровое стекло удобнее с нижнего угла, расположив поначалу оба держателя струны снаружи

Прорезав около 20 см, проводим один конец струны внутрь и продолжаем резать до полного отделения стекла

Дальнейшие операции такие же как при замене заднего стекла

Как снять лобовое на ваз 2109, демонтаж стекла и установка

ПРОЦЕСС И ТОНКОСТИ ЗАМЕНЫ ЛОБОВОГО СТЕКЛА ВАЗ 2109

Обычно замена лобового стекла ВАЗ 2109 не предусматривает какого-либо вторичного использования этого прозрачного щитка. Если от термического растрескивания помогает улучшение обдува, то риск поймать дорожный камешек неизбежен, стоят ли у вас двойные стекла с полимерной прослойкой или однослойный закалённый сталинит. Бывает также, что, по тем или иным причинам, необходима замена заднего стекла ВАЗ 2109.

Демонтаж уплотнителя

Перед тем, как поставить новое, старое лобовое стекло ВАЗ 2109 нужно аккуратно демонтировать. Чтобы выполнить замену своими руками, понадобится шлицевая отвёртка с шириной шлицы 10–12 мм. Если вы планируете использовать уплотнитель повторно, пусть отвёртка будет сравнительно тупой, чтобы не травмировать его полотно. Перед тем как поменять лобовое стекло, рекомендуется снять стеклоочистители. Даже отогнутые, они создают помехи.

Начинайте демонтаж ветрового стекла на ВАЗ 2109 изнутри салона, с середины верхнего края. В профиль уплотнитель напоминает букву «Н». Между нижними половинками ножек этой буквы располагается край лобового стекла, а между верхними половинами ножек — край рамки, плавно переходящий в крышу корпуса. Вы должны аккуратно поджать ближнюю к вам верхнюю ножку буквы «Н» и вытолкнуть её наружу корпуса. Обе ножки верхней части профиля уплотнителя окажутся по наружную сторону рамки, а вы увидите обнажённый металл края этой рамки.

Читать еще:  Установка дисковых тормозов на уаз

Вытолкнув первый участок уплотнителя, шаг за шагом расширяйте зону. Самый трудный шаг — первый, дальше уплотнитель идёт наружу почти без сопротивления. При небольшом везении удаётся протолкнуть край уплотнителя наружу без повреждений. Расширяйте зону демонтажа постепенно в обе стороны от центра, пока не освободите верхние углы ветрового стекла.

Если происходит замена бокового стекла ВАЗ 2109, расположенного за задней дверью, начинайте с середины длинной стороны.

Снятие старого стекла

Дальнейшие действия зависят от того, есть ли у вас два вакуумных стеклодержателя. Стеклодержатели — это пара вакуумных присосок и ручка между ними. Покупать это приспособление, разумеется, не стоит, так как снять стекло надо один раз. Но если держатели вы взяли взаймы, то настало время их применить и попросить друзей о помощи. Выбирайтесь из салона, параллельно с товарищем устанавливайте держатели по бокам лобового стекла, «присасывайтесь» к его поверхности и, одновременно с помощником, тяните держатели вверх и наружу. Таким же образом демонтируют заднее стекло ВАЗ 2109.

Если вакуумных держателей у вас нет, и вы располагаете только шлицевой отвёрткой, оставайтесь внутри автомобиля. Спокойно продолжайте работу.

  • Дюйм за дюймом выталкивайте уплотнитель наружу.
  • Когда дойдёте до середины стоек, попросите помощника придержать стекло от выпадения.
  • Если у вас нет помощника, предварительно положите на капот плед или другой смягчающий удар материал.
  • Освободив уплотнитель до нижних углов, мягко вытолкните стекло наружу.

Если вы планируете установить новое стекло на прежний уплотнитель, снимите его с демонтированного. Тщательно очистите от пыли и грязи, протрите обезжиривающим растворителем и высушите. Если же он вам не нужен, смело выкидывайте его.

Имейте в виду, что воздействие температуры, влаги, ультрафиолета не пройдет даром: всё это снижает эксплуатационные свойства полимера уплотнителя. Повторное использование этого элемента связано с рисками растрескивания, проникновения влаги в салон и полного выхода элемента из строя.

Подготовка установочного комплекта

Перед установкой нужно произвести ряд предварительных работ.

ЭтапыДействия
Прежде всего, примерьте новое ветровое стекло.При неплотном прилегании устраните мелкие несовпадения геометрии лёгкими ударами резинового молотка. В случае использования для рихтовки обычного стального молотка будьте очень осторожны, удары наносите через кусок толстой резины или упругого полимерного материала.
После устранения геометрических несовпадений рамка должна быть осмотрена на предмет коррозии.Места со следами коррозионного поражения обработайте модификатором ржавчины и загрунтуйте.
Подготовьте уплотнитель.На хорошо очищенную и просушенную поверхность внутреннего (стекольного) паза нанесите тонкий слой герметика. Не используйте быстросохнущие герметики. На протяжении всего процесса монтажа и усадки, которая длится два—три дня, герметик должен сохранять вязкость.
Установите уплотнитель на новое стекло.Наружный (рамочный) паз щедро смажьте жидким герметиком. Используйте паз, ближайший к салону автомобиля, именно в него должна войти кромка рамки.

Для установки стекла с уплотнителем в рамку вам понадобится 4,5 метра прочного капронового шнура. Длину определяет размер лобового стекла. Надо прибавить 50–70 см к периметру рамки. Аналогично учитывают размер заднего стекла и размер бокового стекла. Шнур должен иметь скользкую поверхность и диаметр 4 мм.

Его следует уложить в наружный паз уплотнителя, начиная с середины шнура и с центра верхней части рамочного паза. Укладывать шнур надлежит симметрично вправо и влево от центра верхнего паза, вниз по левому и правому краю элемента и по нижней кромке детали от краёв к центру. В середине нижнего паза монтажный шнур должен лечь внахлёст, один конец на другой.

У шнура должны остаться свободные концы, которые не следует заправлять в паз, они нужны при монтаже.

Монтаж лобового стекла

Монтаж подготовленного установочного комплекта в корпус автомобиля лучше осуществлять вдвоём с помощником и делать это в следующем порядке.

  • Приложите комплект с уплотнителем к рамке снаружи. Пропустите свободные концы монтажного шнура в салон автомобиля.
  • Начинайте монтаж с середины нижнего контура рамки. В то время как ваш помощник придерживает комплект в прижатом нижним краем к рамке состоянии, вы начинаете осторожно вытягивать монтажный шнур в салон.
  • Шнур увлекает за собой внутреннюю ножку буквы «Н». За счёт деформации та переваливает через бортик рамки и по мере вытягивания шнура занимает штатное положение со стороны салона. При этом наружная ножка остаётся снаружи, а бортик рамки, как и положено, помещается между ними.
  • Осуществляйте монтаж симметрично, мелкими движениями, поочерёдно вытягивая то один, то другой конец монтажного шнура. Помощник лёгкими ударами ладони должен постоянно осаживать устанавливаемое стекло по месту.

Окончательно удалите последний участок монтажного шнура из средней части верхнего края наружного паза уплотнителя. По завершении монтажа очень полезно постучать по стеклу с обеих сторон, понажимать пальцами на уплотнитель снаружи и изнутри в разных точках контура.

Заведите двигатель, поездите с крутыми поворотами по не очень гладкой дороге. Мелкие деформации и вибрация будут способствовать надлежащей усадке стекла в рамке. Монтажные напряжения исчезнут, произойдёт автоматическая регулировка посадки, и герметик затвердеет через несколько дней.

Верните стеклоочистители на место и наслаждайтесь открывающимися через новое лобовое стекло великолепными видами на окружающий мир.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector