Как снять датчик температуры охлаждающей жидкости
Датчик температуры охлаждающей жидкости: неисправности, проверка, замена
Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) является важнейшим элементом машины, от которого зависит своевременное уведомление водителя о перегреве мотора. Как можно догадаться из его названия, его предназначением является измерение температуры охлаждающей жидкости. Он является частью системы управления двигателем, и от его показаний регулируются различные параметры работы мотора: угол опережения зажигания, процентное соотношение топлива в рабочей смеси, частота вращения коленчатого вала и многие другие.
Устройство датчика температуры охлаждающей жидкости довольно банальное. Он представляет собой термистор, размещенный в корпусе. Термистор является резистором, с отличительной особенностью в том, что его сопротивление понижается с повышением температуры.
Выход из строя датчика температуры охлаждающей жидкости может привести к перегреву двигателя и другим проблемам. Важно следить за его состоянием, а в случае возникновения симптомов неисправности проверить датчик температуры охлаждающей жидкости и при необходимости его заменить на новый.
Что указывает на неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости
Проще всего диагностировать наличие проблемы с датчиком температуры охлаждающей жидкости по его внешнему виду. В большинстве случаев он выходит из строя по причине повреждения, которое может быть механическим или коррозионным. Если у датчика треснул корпус, о его стабильной работе можно забыть. При этом выйти из строя может и сам термистор, размещенный в корпусе, и на неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости в данном случае будет указывать:
- Контрольная лампа, сигнализирующая водителю о перегреве двигателя;
- Заметное повышение расхода бензина;
- Проблемы с мотором: сложности с пуском, самопроизвольная остановка, нестабильность холостых оборотов и другие неисправности;
- Ошибки на приборной панели, определенные электронным блоком управления (их номера варьируются, в зависимости от модели и производителя машины).
Если имеются симптомы, указывающие на неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости, можно сразу произвести его замену. Цена подобного устройства невелика, особенно для распространенных моделей автомобилей. При желании, можно провести его диагностику, чтобы удостовериться в том, что именно датчик является источник возникающих проблем.
Где находится датчик температуры охлаждающей жидкости
Собой ДТОЖ представляет небольшое пластиковое устройство с металлической резьбой. С ее помощью он крепится к выпускному патрубку головки цилиндра, вкручиваясь в него. Датчик должен быть расположен так, чтобы иметь прямой контакт с охлаждающей жидкостью, исходя из чего, можно сделать вывод о его неточных показаниях при ее низком уровне.
Важно: На некоторых моделях автомобилей может быть установлено два датчика температуры охлаждающей жидкости. В таком случае один из них фиксирует температуру на выходе из двигателя, а второй на выходе из радиатора.
Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости
Перед тем как приступить к проверке непосредственно датчика, требуется убедиться, что нет неисправности в проводке автомобиля. Для корректной работы ДТОЖ, на него постоянно должно подаваться напряжение в 5 Вольт. Проверить это довольно просто, необходимо отсоединить от датчика температуры охлаждающей жидкости провода, и проверить с заведенным двигателем выводимое с них напряжение при помощи вольтметра (мультиметра). Если проблемы не обнаружены, и на датчик подается 5 Вольт, можно приступать к диагностике самого термистора.
Чтобы проверить датчик температуры охлаждающей жидкости на правильность определения сопротивления, потребуется: мультиметр, термометр, электрический чайник (или другое устройство, способное постоянно подогревать воду), ключ для демонтажа датчика.
Когда инструменты будут подготовлены, необходимо первым делом снять датчик с автомобиля. Далее можно действовать двумя способами.
Способ 1: Проверка ДТОЖ в электрочайнике
Первый способ диагностики датчика – это проверка его с использованием электрочайника. Для этого необходимо:
- Поместить термометр (желательно электронный, поскольку потребуется замерять высокие температуры) в чайник с прохладной водой;
- Далее подсоединить к датчику мультиметр (в положении для измерения сопротивления);
- Поместить датчик в чайник;
- Замерить показание датчика и записать его;
- Включить чайник и записывать показания сопротивления датчика по достижению ключевых точек нагрева — +10, +15, +20 градусов по Цельсию и так далее;
- Сравнить полученные результаты с таблицей, приведенной ниже.
Если полученные значения сильно отличаются от идеальных, значит, датчик температуры охлаждающей жидкости неисправен, и потребуется его заменить.
Способ 2: Проверка ДТОЖ без термометра
Менее точный, но более простой способ проверки датчика, – это без использования термометра. Суть его заключается в том, что вода при нагревании достигает 100 градусов по Цельсию, и выше ее температура подниматься не может. Соответственно, данную точку можно взять за контрольное значение, и замерить сопротивление датчика при данной температуре.
Поместите датчик температуры охлаждающей жидкости в кипящую воду и замерьте его сопротивление при помощи мультиметра. При температуре в 100 градусов датчик должен показывать значение около 177 Ом. Учитывая погрешность на снижение температуры в процессе кипения (примерно до 95-97 градусов по Цельсию), в момент измерения сопротивление датчика должно находиться на уровне около 210-190 Ом.
Лада 2114 КОСМОС ГОСТ › Бортжурнал › Замена датчика температуры охлаждающей жидкости ДТОЖ
На приборке стало показывать температур двигателя 90 градусов, хотя машина стояла на улице в -6 градусов весь вечер. Потом в дороге температура была под 120-125 градусов. И почитав в чем проблема все сомнения пали на дтож. Здесь описан чисто мой метод, без слива антифриза через радиатор.
Лада 2114 2011, двигатель бензиновый 1.6 л., 81 л. с., передний привод, механическая коробка передач — электроника
Машины в продаже
Лада 2114 Самара, 2012
Лада 2114 Самара, 2011
Лада 2114 Самара, 2013
Лада 2114 Самара, 2011
Комментарии 33
Та что в головку вручена она идёт на приборку.А то что ты поменял отвечает за включение вентилятора.Я поставил себе ДТОЖ GM от дэу нексии.
Скинь провод с датчика указателя температуры ОЖ (стоит на блоке ниже термоса). И включи зажигание. Стрелка должна упасть на 0. При замыкании его на «массу» стрелка шкалит. Если это происходит, то смело датчик под замену. Термостат не надо снимать и антифриз не надо сливать. Герметик тоже не надо, там кольцо уплотнительное.
нет там кольца, там резьба коническая
Спасибо, подзабыл, наверное. Но герметиком все равно мазать ничего там не надо
была подобная ситуация, как оказалось просто слетел провод с того датчика который в блоке, тебе про него уже писали, раз ты не видишь этого провода и датчика значит точно провод слетел
ДУТОЖ под замену. Ниже и левее термостата, в блок вкручен. К этому датчику один провод идёт
Ты поменял не тот датчик, этот датчик температуры идет на компьютер, а на приборку идет другой датчик температуры.
а где он находится?
Датчика так то 2. Один в термостате (который ты заменил) и в блоке, под термостатом. Возможно в нем проблема (но это не точно).
что за 2 датчик?
Один отвечает за включение вентилятора, другой за передачу показаний в ЭБУ
который поменял за вентиль? а где находится который на панель выводит где стрелка?
который поменял за вентиль? а где находится который на панель выводит где стрелка?
На вот этой фотке можно разглядеть проводок который тянется под термостатом. Вот он и идёт к второму датчику.
А по форме они одинаковые?
По форме… возможно, но у них контакты разные. Который к термостату — у него 2. Который в блок — у него 1. Так что просто в магазине скажи чтоб датчик, который блок идёт.
Mihalo-ShahMat
На вот этой фотке можно разглядеть проводок который тянется под термостатом. Вот он и идёт к второму датчику.
который поменял за вентиль? а где находится который на панель выводит где стрелка?
Так что антифриз придётся слить (так как для нормальной замены этого датчика нужно бы и термостат снять). Если сэкономить антифриз хочешь то просто слей в не грязный контейнер, потом перед заливкой обратно профильтруй (пролив через какую-нибудь чистую тряпку/ткань/наволочку).
просто если смотреть на мой термостат, и который тут они немного различаются и я не вижу второй датчик у себя
Принцип работы и неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости
Одна из важнейших систем автомобиля, необходимых для нормальной работы двигателя – это система охлаждения. Ее задача – поддержание оптимальной температуры, необходимой для работы мотора. Один из обязательных элементов этой системы – датчик температуры охлаждающей жидкости. О нем и пойдет сегодня речь.
Зачем нужна система охлаждения?
При сгорании топлива выделяется много тепла, и только 30-35% этого тепла идут на совершение работы. Примерно половина от оставшегося количества вылетает вместе с выхлопом, а для отвода остальной части нужна охлаждающая система, иначе мотор перегреется.
На абсолютном большинстве современных автомобилей установлена жидкостная система охлаждения. Принцип работы: специальная жидкость (антифриз) забирает тепло от горячих деталей и отдает его в окружающую среду. За счет этого обеспечивается постоянство теплового режима, необходимого для нормальной работы мотора, а также равномерный нагрев, если мотор был холодным.
Но чтобы антифриз правильно и эффективно выполнял свою задачу, нужен ряд специальных устройств. Для того, чтобы поддерживать рабочую температуру охлаждающей жидкости (то есть ту, при которой работа двигателя оптимальна), нужно знать, сколько градусов в настоящий момент.
Датчик температуры охлаждающей жидкости
Эту задачу выполняет датчик температуры охлаждающей жидкости.
Принцип работы
Принцип работы всех датчиков температуры охлаждающей жидкости (ОЖ), основывается на изменении сопротивления специального полупроводникового элемента (терморезистора) от температуры. Чем горячее, тем сопротивление меньше, и наоборот.
Как это работает
Если двигатель инжекторный, то значения температуры нужны контроллеру двигателя (ЭБУ, электронный блок управления), чтобы управлять вентилятором охлаждения и работой мотора. На датчик температуры ОЖ подается постоянное (опорное) напряжение (5 вольт), ток проходит через него, и напряжение падает. Чем больше сопротивление датчика температуры охлаждающей жидкости, тем выше напряжение на нем, тем меньше напряжение будет на выходе. Контроллер замеряет его и на основании заложенной в него программы рассчитывает температуру. К такому датчику подведено два провода: по одному ток идет из ЭБУ, по второму – обратно.
Если в Вашей машине цифровой указатель температуры охлаждающей жидкости, то свои показания он берет с блока управления. Обычно он показывает цифрами, условными обозначениями (количество «палочек»), или используются сигнальные лампочки.
Но иногда устанавливается дополнительный датчик температуры охлаждающей жидкости, если индикатор температуры охлаждающей жидкости – стрелочный. Обычно к нему подходит один провод. Отклонение стрелки зависит от силы тока, протекающего через терморезистор, которая тоже зависит от его сопротивления. Холодно – большое сопротивление – малый ток – стрелка наклонена влево, и наоборот.
Стрелочный указатель температуры охлаждающей жидкости
На карбюраторных автомобилях, и редко на инжекторах, есть еще отдельный датчик включения вентилятора. Он ничего не измеряет, а только включает вентилятор системы охлаждения при определенной температуре.
Схема подключения датчика температуры охлаждающей жидкости
Двухпроводной: подключается к двум выводам ЭБУ, на один из которых подается опорное напряжение, на втором – измеряется напряжение.
Однопроводной: на него подается ток, идущий через прибор, показывающий температуру охлаждающей жидкости, роль второго провода выполняет его корпус, прикрепленный к «массе» (например, металлической детали двигателя). Если его корпус не соприкасается с металлом – применяется второй провод, для соединения с «массой».
Схема подключения датчика температуры ОЖ
Как узнать, что датчик неисправен?
Признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости следующие:
- Не работает указатель температуры охлаждающей жидкости, или не показывает реальную температуру охлаждающей жидкости.
- «Плавает» температура охлаждающей жидкости.
- Непрерывно работающий вентилятор системы охлаждения (если инжекторный двигатель).
- Горит сигнализатор «Check Engine» (Проверь двигатель) (если инжекторный двигатель).
- Машина перегревается, «кипит» (пар из-под капота, сильное бульканье в расширительном бачке), но вентилятор не включается.
Причиной указанных событий может быть не только выход его из строя, но и другие неисправности (проводки, соединений и другого). Поэтому на инжекторе сначала нужно провести диагностику. Если диагностику сделать невозможно, или у Вас карбюраторный мотор, то сразу переходите к проверке датчика температуры охлаждающей жидкости
Где находится датчик температуры охлаждающей жидкости
Расположение датчика температуры охлаждающей жидкости различается на разных моторах. Наиболее распространенные места установки следующие:
- Двигатель (блок цилиндров, или головка блока);
- Патрубок системы охлаждения, отходящий от двигателя;
- Термостат;
- Радиатор.
Для поиска его на Вашем авто пользуйтесь специальной литературой, ищите на форумах по Вашей модели, тематических сайтах.
Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости
Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости
Так как принцип работы – изменение сопротивления, то самым доступным способом проверки будет измерение этого параметра. Для этого Вам потребуется любой тестер, мультиметр, даже самый простой китайский, главное, чтобы можно было мерить МегаОмы, сопротивление.
Проверку можно осуществить, не снимая датчик с автомобиля. Но для этого надо знать, сколько градусов внутри системы охлаждения. Проще всего дождаться, пока температура антифриза станет равна уличной. Часов через 6-8 после остановки двигателя, если он прогревался. Если на улице холодно и мотор большой – то, возможно, и побольше.
Когда будете уверены, что в ОЖ столько же градусов, как и в окружающей среде, надо:
- Отсоединить клемму от «минуса» аккумуляторной батареи, как и перед любым ремонтом, связанным с электрикой.
- Найти датчик. Иногда для этого потребуется демонтировать какие-либо детали.
- Отсоединить проводку.
- Выставить на мультиметре предел измерения сопротивления 10000 Ом (если температура меньше 0, то еще больший предел).
- Приложить щупы мультиметра к выводам датчика (если один вывод – то к нему и к корпусу).
- Сравнить показанное значение на экране (шкале) прибора с данными нижеприведенной таблицы.
Зависимость сопротивления датчика температуры охлаждающей жидкости от температуры
Если измеренное сопротивление сильно отличается от табличного – скорее всего, деталь неисправна. Для более точной проверки потребуется ее снять.
Возможно, на Вашей модели установлен датчик с другими характеристиками. Уточняйте информацию.
Как снять датчик
Крепление может быть различным, поэтому, опять же, ищите информацию по конкретному авто. Но чаще всего он просто закручивается по резьбе. Тогда его корпус имеет шестигранную форму.
Последовательность действий следующая:
- Отсоединяете «минусовую» клемму АКБ.
- Находите датчик.
- Отсоединяете проводку.
- Частично сливаете антифриз (если датчик находится достаточно высоко, это можно пропустить, уточняйте по конкретной модели). Также этого можно не делать, если разыскать заглушку (например, подходящий болт) и быстро поставить ее на место снятой детали.
- Выкручиваете датчик (если он на резьбе), или открепляете другим способом, предусмотренным конструкцией.
Полная проверка датчика
Для нее Вам понадобится, опять же, мультиметр и термометр, который можно погружать в воду и показывающий до 100°C. Порядок выполнения:
- Подсоединяете к контактам датчика провода мультиметра.
- Опускаете проверяемую деталь и градусник в емкость с водой.
- Нагреваете воду, отслеживая температуру и показания мультиметра.
Проверка датчика температуры охлаждающей жидкости
Как Вы уже видели из таблицы, сопротивление датчика меняется от температуры. Если они соответствуют таблице – он в порядке. При изменении значений сопротивления не должно быть резких скачков – это тоже признак неисправности. Если у Вас нет подходящего термометра, можно проводить проверку только при кипящей воде, то есть при 100°C. Сопротивление в таком случае приблизительно должно быть равно 180 Ом.
Как поменять датчик температуры охлаждающей жидкости
Если для проверки Вы не снимали датчик, то надо проделать эту операцию. Приобретите запасную часть. Покупайте только оригинальные детали, или от проверенных фирм, обязательно сохраняйте чеки.
Процент брака на эти запчасти очень большой у недобросовестных фирм.
Лучшим вариантом будет проверка датчика вышеуказанным способом при покупке или при первой возможности.
Установите новый датчик на место, и подсоедините провода. Признаки неисправности должны исчезнуть. Если этого не произошло – или проблема не только в нем, или датчик бракованный, что, в принципе, должно было выявиться при проверке.
Заключение
Датчик температуры ОЖ – маленькая, но важная деталь. При его неисправности двигателю грозит перегрев, который может обернуться серьезными последствиями. Так что при первых подозрениях на неисправность выясняйте ее причину и устраняйте при первой возможности.
Как правильно выполнить замену датчика температуры охлаждающей жидкости?
- Как правильно выполнить замену датчика температуры охлаждающей жидкости?
- Где находится датчик
- Когда нужна замена датчика температуры
- Как найти причину неисправности датчика
- Замена датчика температуры охлаждающей жидкости
- Необходимый инструмент
- Процесс замены
- Что будет если не заменить датчик вовремя
Датчик температуры охлаждающей жидкости — элемент электронной охладительной системы. Он отвечает за терморегуляцию двигателя, фиксирует температуру охлаждающей жидкости и выводит информацию на экран. Водитель, в свою очередь, имеет возможность следить за состоянием двигателя и его работой: при каких температурах он работает, холодный ли он, как он нагревается и т.д.
- Где находится датчик
- Когда нужна замена датчика температуры
- Как найти причину неисправности датчика
- Замена датчика температуры охлаждающей жидкости
- Необходимый инструмент
- Процесс замены
- Что будет если не заменить датчик вовремя
Где находится датчик
Датчик охлаждающей жидкости встроенный в часть выпускного патрубка головки блока цилиндров, то есть между головкой блока и термостатом. При применении двух датчиков температуры охлаждающей жидкости открываются возможности по температурному регулированию. Один датчик – устанавливается на выходе из двигателя, второй – на выходе из радиатора.
Чувствительным элементом датчика является, так называемый, термистор с отрицательным коэффициентом температуры, то есть, при нагревании двигателя, уровень электрического сопротивления уменьшается. Контроллер постоянно подает на датчик электрический заряд в 5 В для ответа датчика. При низком сопротивлении – температура повышается, и, соответственно, при высоком – температура низкая.
Когда нужна замена датчика температуры
При старте силового агрегата, когда двигатель еще холодный, топливо обогащается для быстрого прогрева движка, наблюдается незначительное повышение оборотов его работы на холостом ходу. Когда двигатель прогревается с помощью датчика температуры охлаждающей жидкости, компьютер автомобиля понимает, что обогащенное топливо можно обеднить до обычных показателей.
Соответственно, если датчик дает неправильные указатели температуры охлаждающей жидкости, топливная смесь формируется неравномерно и двигатель начинает «дёргаться».
Самой распространенной поломкой индикатора температуры охлаждающей жидкости, где в роли реагирующего элемента используется терморезистор, есть несоответствие температуры корпуса и его сопротивления. Чаще всего, вид такой неисправности проявляется в резком увеличении сопротивления в рамках очень узкого диапазона температур корпуса, конечно, встречается и обрыв терморезистора датчика. Пуск двигателя при таких показателях невозможен, при определенных случаях машина может нуждаться в замене свечей зажигания.
Симптомы поломки или же сбоя в работе датчика температуры охлаждающей жидкости свидетельствуют о необходимости немедленной замены устройства. Это может быть, например, если движок еще не прогрет, а вентилятор уже заработал, или же чуть другая ситуация, когда вы прогрели двигатель, а он все равно не работает так как нужно, либо вы заметите повышенный расход бензина, то в любом случае следует проверить исправность этого датчика.
Виды поломок датчика могут быть самыми разными: отсутствие контакта с датчиком, потеря изоляций, наличие разрывов контактов, или же устройство отказывается работать, сбои в работе вентилятора и т.д.
Как найти причину неисправности датчика
Проверить и найти причину неисправности датчика температуры охладительной жидкости можно как визуально, так и с помощь разных приспособлений, таких как вольтметр, оммометр, или же мультиметр и термометр (желательно электронный).
Перед проверкой нужно обследовать проводку автомобиля на наличие каких то неисправностей, так как датчику нужен постоянный приток 5 В для его правильной работы. Проверить проводку довольно таки просто: нужно отсоединить провода от датчика охлаждающей жидкости и, запустив двигатель, подсоединить к этим проводам мультиметр (вольтметр) и измерить напряжение. Если на прибор подается напряжение в 5 В, то можно приступать уже к непосредственной диагностике самого датчика.
Первый этап — визуальный (исправность датчика можно определить «на глаз»). Есть ли на корпусе отверстие, через которое вытекает охладительная жидкость, имеются ли трещины, ржавчина на зажимах – все это свидетельствует о возможной неисправности прибора.
Для более серьезной проверки нужно измерить его напряжение и сопротивление. Для этого нам потребуется вольтметр, или же мультиметр, осциограф. Все это оборудование (если у вас его нет) можно найти на любой станции технического обслуживания.
Большинство датчиков принадлежат к типу с отрицательным температурным коэффициентом сопротивления. Имеется ввиду, что чем выше температура охладительной жидкости, тем меньше показатель сопротивления.
Для определения неисправности датчика, достаточно присоединить прибор (вольтметр, мультиметр) к проводам датчика и определить напряжение при разных температурных показателях. При средних температурных показателях, напряжение должно быть от 2 до 3 В.
Ниже приведена таблица типичных значений напряжения, температуры и сопротивления датчика охлаждающей жидкости.
Заведите двигатель и прогрейте его до оптимальных температур, напряжение в датчике должно уменьшаться. Теперь вам потребуется термометр, с помощью которого можно будет получить, а затем сравнить полученные показатели с приведенными в таблице.
При напряжении на контакте в 0 В: возможно контакт для сигнала не присоединен на заземление, нарушена целостность проводов для подачи сигнала от датчика до модуля управления, если же провода в исправном состоянии и видимых повреждений не наблюдается, то необходимо проверить соединения цепей подачи напряжения и заземления на блоке управления. Если и с этим нет никаких видимы проблем, то нужно искать причину в электронном блоке управления.
Напряжении на контакте в 5 В должно объясняться одним из следующих условий:
1. Контактом для сигнала в штекере датчика не обеспечивается контакт с этим датчиком.
2. Разорвана цепь датчика.
3. Hазомкнута цепь заземления датчика.
Чаще, основной проблемой является то, что напряжение и выходное сопротивление варьируются вне пределов адекватного для них диапазона. Если нормальные показатели датчика температуры охлаждающей жидкости при горячем двигателе – 0,5 В, а при холодном – 2В, то неисправный датчик может выдавать результаты на холодном – 1,5В, горячем – 1,25. Все это приводит к утрудненному запуску двигателя и переобогащению смеси топлива. Эти показатели на выдадут вам код причины неисправности, так как датчик работает в своих нормальных пределах, но все таки, его необходимо будет заменить.
Замена датчика температуры охлаждающей жидкости
Датчик температуры охладительной жидкости не подлежит ремонту, поэтому требуется его полная замена. Стоимость такого датчика для большинства автомобилей – не большая, поэтому не составит серьезной проблемы для водителя.
Необходимый инструмент
- Ключи: 8, 13, 17,21
- Тара для охладительной жидкости.
Процесс замены
Перед сменой датчика температуры охлаждающей жидкости необходимо снять воздушный фильтр и слить антифриз.
Сливаем антифриз. На остывшем двигателе необходимо убрать защиту и ключом отвернуть крепление радиатора. При этом включить печку на максимум, открыть крышку расширительного бачка и кран отопителя. Ставим под радиатор тару для охладительной жидкости и медленно, чтобы не залить генератор, отворачиваем сливную пробку. Сливаем жидкость, примерно, минут 10. Потом ставим тару под движок, находим под модулем зажигания на блоке цилиндров пробку и открутив ее, опять ждем около 10 минут для полного слива жидкости.
Смена и снятие датчика температур охлаждающей жидкости. В соответствии с маркой вашего авто устанавливаем расположении датчика температуры охлаждающей жидкости. Приступаем к его снятию. Снимаем защитный слой резины, на корпусе датчика определяем расположение его маркировки, что бы следующий поставить в таком же положении. С помощью ключа выкручиваем измерительный прибор и, соответственно, ставим новый датчик. Заливаем обратно антифриз в радиатор и блок цилиндров мотора.
Если прибор не работает, то нужно еще раз внимательно осмотреть его на наличие брака, или же утечки охладительной жидкости, возможно вы забрызгали генератор, либо не залили охлаждающую жидкость, неплотно завинтили измеритель.
Что будет если не заменить датчик вовремя
Датчик температуры охлаждающей жидкости отвечает за множество функций вашей машины и, в частности, двигателя. Неисправность датчика или же его цепи, влечёт за собой увеличение углекислого газа и сопутствующих веществ в окружающей среде. Кроме того, наблюдается, перегрев двигателя, либо его медленное нагревание, очень сильно увеличится расход топлива.
Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.
Датчик температуры охлаждающей жидкости
Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) – это важный элемент системы управления двигателем, который контролирует температуру ОЖ в системе охлаждения. Блок управления двигателем получает информацию от ДТОЖ и в соответствии с ней корректирует состав топливно-воздушной смеси, частоту вращения коленвала, а также угол опережения зажигания.
Устройство и принцип работы датчика температуры охлаждающей жидкости
«Прародителем» современного датчика температуры охлаждающей жидкости было термореле, которое устанавливалось на некоторые двигатели (например, в системе распределенного впрыска K-Jetronic). Контакт термореле открыт – идет прогрев двигателя, контакт закрыт – мотор работает в своей нормальной температуре.
В настоящее время основа датчика температуры охлаждающей жидкости – это термистор (резистор, который измеряет сопротивление в зависимости от температуры). Контроль за температурой ОЖ осуществляется непрерывно. Материалом для изготовления термистора служит обычно оксид никеля или кобальта. Особенность этих соединений в том, что при увеличении температуры у них увеличивается количество свободных электронов и, соответственно, уменьшается сопротивление.
Чаще всего термистор, который находится внутри ДТОЖ, имеет отрицательный температурный коэффициент. Максимальное сопротивление датчик имеет при холодном двигателе. На датчик температуры охлаждающей жидкости подается напряжение (5В), и по мере изменения сопротивления оно уменьшается. Блок управления двигателем фиксирует изменения напряжения и в соответствии с ним определяет температуру охлаждающей жидкости.
Схема подключения датчика температуры охлаждающей жидкости
На некоторых двигателях (например, на моторах Renault) установлен датчик температуры охлаждающей жидкости с положительным температурным коэффициентом. Он устроен так же, однако при увеличении температуры сопротивление на нем не уменьшается, а увеличивается.
Где находится датчик температуры охлаждающей жидкости
Термистор находится внутри защитного теплопроводного корпуса, а на самом корпусе размещена резьба для крепления датчика, а также электрический разъем. Обычно ДТОЖ вкручивается в выпускной патрубок головки блока цилиндров. На некоторых моторах стоит сразу два датчика: один фиксирует температуру на выходе из двигателя, второй – из радиатора.
Где расположен датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ)
Датчик температуры охлаждающей жидкости располагается таким образом, чтобы его наконечник имел прямой контакт с охлаждающей жидкостью. Соответственно, если антифриза в системе мало, то и показатели ДТОЖ могут быть неточными.
Признаки неисправности ДТОЖ
Как и любой другой датчик, ДТОЖ может выйти из строя, вызвав сбои в работе мотора. Первые признаки, по которым можно распознать поломку датчика температуры охлаждающей жидкости:
- проблемы с запуском двигателя в холодную погоду,
- плохой выхлоп на холодном двигателе,
- повышенный расход топлива и т.д.
Чаще всего при возникновении подобных симптомов замена датчика температуры охлаждающей жидкости не требуется. Скорее всего, проблема в отошедшем или поврежденном контакте, повреждении проводки или утечке охлаждающей жидкости. Поэтому для начала следует провести визуальный осмотр датчика на предмет повреждений или коррозии.
Проверка датчика температуры охлаждающей жидкости
Если осмотр не дал результатов, необходимо измерить сопротивление и напряжение датчика при различных температурах. После запуска холодного двигателя по мере его прогрева сопротивление должно падать (или повышаться – в случае положительного температурного коэффицента датчика) в соответствии с нормальными показателями.
Проверку датчика температуры охлаждающей жидкости можно выполнить самостоятельно
Нормальные показатели сопротивления и напряжения для датчика температуры охлаждающей жидкости с отрицательным температурным коэффициентом
Температура ОЖ (°С) | Сопротивление (Ом) | Напряжение (В) |
4800 — 6600 | 4,00 — 4,50 | |
10 | 4000 | 3,75-4,00 |
20 | 2200 — 2800 | 3,00 — 3,50 |
30 | 1300 | 3,25 |
40 | 1000-1200 | 2,50 — 3,00 |
50 | 1000 | 2,5 |
60 | 800 | 2,00-2,50 |
80 | 270 — 380 | 1,00-1,30 |
110 | 0,5 | |
разрыв цепи | 5,0 ±0,1 | |
замыкание на «землю» |
Нормальные показатели сопротивления и напряжения для ДТОЖ с положительным температурным коэффициентом
Как выбрать датчик температуры охлаждающей жидкости
Работа двигателя современного автомобиля зависит от качества используемых датчиков. Производители выпускают машины оснащенные приборами, контролирующими все процесс работы двигателя. Датчик температуры охлаждающей жидкости или ДТОЖ важный элемент, передающий на панель управления всю информацию о составе топливной смеси, частоте вращения коленчатого вала, угле опережения зажигания. Не один автомобиль не будет эффективно работать без этого элемента контроля и управления.
Устройство стоит немого и не требует дорогостоящего обслуживания, однако является важной частью любого двигателя внутреннего сгорания. При интенсивной эксплуатации и больших нагрузках он легко выходит из строя и у автолюбителей возникает вопрос, где датчик температуры охлаждающей жидкости купить по минимальной цене — avtoindustriya.com. Водитель с небольшим практическим опытом вождения не сразу может определить момент, когда датчик выходит из строя, поскольку его работа совпадает с некоторыми показателями других узлов и агрегатов.
- Где находится датчик температуры охлаждающей жидкости
- Как он устроен датчик температуры охлаждающей жидкости
- Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости
- Что дает исправная работа датчика
- Советы и рекомендации по датчикам температуры охлаждающей жидкости
Где находится датчик температуры охлаждающей жидкости
Наиболее часто ДТОЖ монтируется на выпускных патрубках ГБЦ и регулирует его работу. В некоторых моделях автомобилей он устанавливается непосредственно на корпусе автомобильного реостата. Датчик вкручивается при помощи резьбового соединения на специальное посадочное место, провести замену без помощи автомеханика не составит труда. Находясь в сердцевине металлического корпуса обладающего большой теплопроводностью, он чутко реагирует на колебания температуры. Чаще всего устанавливается только один датчик, однако в автомобилях премиум класса их может быть пара.
Устройство всегда устанавливается так, чтобы рабочий наконечник непосредственно соприкасался с охлаждаемой жидкостью. Если антифриза залито мало, то рассчитывать на правильные показания не стоит. При выявлении неисправности замена датчика температуры охлаждающей жидкости выполняется немедленно. Не стоит откладывать ремонт и подвергать двигатель перегреву. Это может стать причиной более серьезных поломок и дорогостоящего ремонта.
Как он устроен датчик температуры охлаждающей жидкости
Термодатчик появился вследствие естественной эволюции термореле. Сегодня системы распределенного впрыска не используются, однако на заре автомобиле строения термореле широко применялось. Оно открывало заслонку, двигатель начинал быстро прогреваться. После закрытия он функционировал в рабочем диапазоне температур. Современные датчики являются резисторами, чья работа зависит от температуры. Это самый простой способ контроля нагрева, поскольку сопротивление меняется в режиме реального времени и передает данные на систему управления.
Материалом при изготовлении современных датчиков служит кобальт, никель Они при нагреве резко меняют сопротивление вследствие быстрого высвобождения свободных электронов.
Существует два основных вида приборов, какой датчик температуры охлаждающей жидкости подходит для вашей машины наверняка подскажет автомеханик или наш консультант.
- Коэффициент отрицательный. Максимальное сопротивление прибора при холодном двигателе. Подавая напряжение в 5 Вольт, сопротивление постепенно будет уменьшаться. Блок управления немедленно реагирует на падение напряжения и регистрирует изменение температуры антифриза в системе охлаждения.
- Положительный коэффициент. Работа прибора почти не отличается от предыдущей. Единственное отличие заключается в том, что при высокой температуре увеличивается сопротивление. Подобные датчики массово используются в автомобилях РЕНО.
Принципиальных отличий в качестве работы разных датчиков нет, хотя больше всего устанавливают на автомобилях первый тип прибора. Лучше заранее купить датчик температуры охлаждающей жидкости и всегда иметь его под рукой, чтобы при выходе из строя быстро заменить. Исправный прибор передаст точную информацию о состоянии системы охлаждения и гарантирует эффективную работу двигателя в любых климатических условиях.
Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости
Поврежденный датчик сразу окажет влияние на работу силовой установки автомобиля. Несколько основных факторов говорящих о поломке должен знать каждый автомобилист.
- Резкое увеличение расхода топлива при работе мотора без нагрузок.
- Работая с большими нагрузками, машина неожиданно глохнет без видимых причин.
- Завести двигатель при прохладной погоде становится трудно.
- Машина после длительного простоя заводится с сильным грязным выхлопом.
При работе мотора на максимальных оборотах не происходит включение вентилятора.
Современные автомобили моментально выводят на панель управления данные о неисправности. Всегда лучше убедиться, что причина отказа автомобиля именно в датчике. Проверьте состояние контактов и убедитесь, что нет утечки антифриза. Только после этого можно задуматься над тем, как поменять датчик температуры охлаждающей жидкости. Имея в запасе прибор лучше немедленно заменить его новым, чтобы продолжить путь.
Что дает исправная работа датчика
Качественное оборудование улучшает эксплуатационные возможности машины. Установив лицензированную деталь, вы можете рассчитывать на правдивую информацию, система управления обеспечит эффективную работу мотора при любых климатических условиях.
- Оказывает помощь при регулировке угла зажигания. Машина будет потреблять горючего намного меньше при работе в экстремальных условиях.
- Четкий контроль состава топливно-воздушной смеси. Исправный датчик гарантирует идеальные пропорции для работы мотора с нагрузками и контролирует холостой ход.
- Помогает обогатить топливо необходимым количеством кислорода для работы системы впрыска. Двигатель функционирует без детонации и перебоев.
Так же исправный датчик обладает целым рядом дополнительных функций делающих использование автомобиля более качественным и удобным. Сюда относится контроль вращения коленвала. Плавное увеличение оборотов на холостом ходу, повышение качества работы АКПП.
Советы и рекомендации по датчикам температуры охлаждающей жидкости
Чтобы не столкнуться с серьезными проблемами в работе машины каждый водитель должен знать, как снять датчик температуры охлаждающей жидкости самостоятельно. Обратите внимание на материал, из которого изготовлена шайба. Медь не нуждается в дополнительном герметике. Другой материал предварительно нужно обработать специальной пастой. Используйте различный антифриз в зависимости от погодных условий и не экономьте на подделках. Возите в бардачке запасной датчик, чтобы избежать проблем в пути.
Заказывайте новые приборы только в магазинах торгующих лицензированным оборудованием по VIN коду.