Mazda-moscow.ru

Журнал Aвтомобилиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Автомасла и все, что нужно знать о моторных маслах

5 вопросов о моторных маслах: что должен знать каждый водитель

Рассказываем, что означают надписи на канистре, в чем принципиальное отличие «минералки» от «синтетики», можно ли смешивать масла разных производителей, нужно ли делать промывку двигателя и почему важно соблюдать интервалы замены масла.

1. Как расшифровываются маркировки на канистрах с маслом?

— На упаковку смазочного материала производитель всегда наносит условные обозначения, которые позволяют потребителю получить полную информацию о свойствах продукта. На канистрах объемом от 1 до 20 литров эту информацию можно найти на этикетке, расположенной на тыльной стороне канистры. Этикетки содержат следующую информацию:

НАЗВАНИЕ ПРОДУКТА. Позволяет сориентироваться в разнообразных продуктовых линейках. Так как внутри одного класса вязкости, например SAE 5W-40, может существовать несколько типов масел, при выборе масла необходимо обращать внимание на полное название.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ. Содержит информацию о преимуществах продукта. Также здесь, как правило, указывается тип масла: синтетическое, полусинтетическое или минеральное.

ПЕРЕЧЕНЬ СПЕЦИФИКАЦИЙ. Пожалуй, самый важный раздел. Здесь приводится перечень допусков и спецификаций, что позволяет однозначно определить область применения продукта. Этот пункт стоит рассмотреть подробнее.

КЛАССЫ ВЯЗКОСТИ МОТОРНОГО МАСЛА SAE

Различают две группы классов вязкости.

Зимние (winter), или низкотемпературные классы вязкости (от 0W- до 25W-) определяют температуру «холодного» пуска двигателя. Чем меньше число низкотемпературного класса, тем лучше свойства этого масла в условиях пуска двигателя зимой.

Высокотемпературные классы вязкости (от -8 до -60) подбираются исходя из конструкции двигателя. Определяют несущую способность пленки моторного масла и его энергосберегающие характеристики при рабочих (от 100 до 150 °С) температурах. Масла с более высокими классами высокотемпературной вязкости обеспечивают более надежную защиту от износа, но при этом снижают энергоэффективность двигателя, и наоборот. При выборе высокотемпературного класса вязкости необходимо строго руководствоваться требованиями производителя автомобиля, т. к. применение в двигателе более вязких или менее вязких масел может привести к поломке.

КЛАССЫ КАЧЕСТВА МОТОРНОГО МАСЛА ACEA, API, ILSAC

Классы качества моторного масла описывают особенности его физико-химических свойств и, следовательно, возможность применения в двигателях разного типа. В общем случае моторные масла могут быть разделены на 5 групп: с повышенными энергосберегающими свойствами (FE) либо без них, с высоко- (HighSAPS), средне- (MidSAPS) либо малозольным (LowSAPS) пакетом присадок. Применение маловязких энергосберегающих масел допускается только в двигателях, разработанных для таких масел. Аналогично, применение масел с пониженной зольностью требует более тщательного подхода к выбору моторного топлива.

Если продукция прошла цикл дополнительных испытаний, установленных автопроизводителями, она маркируется дополнительно. Например: VW 502 00 / 505 00, MB 229.5 и др. Это указывает на то, что продукт обеспечивает более высокие, по сравнению с обычными маслами, потребительские свойства.

Маркировка ЕАС говорит о том, что продукция прошла все установленные в технических регламентах Таможенного союза процедуры оценки.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ

В этом разделе приведены рекомендации «легкого подбора» производителя смазочного материала по применению масла в двигателях конкретных производителей автомобилей. При этом необходимо руководствоваться перечнем одобрений и спецификаций.

ИНФОРМАЦИЯ О ПРОИЗВОДИТЕЛЕ

Моторное масло состоит из различных химических элементов, следовательно, при обращении с ним требуется соблюдать определенные меры предосторожности. Также важным является соблюдение сроков и условий хранения. Все это и контактные данные производителя указаны в данном разделе. Там же указываются адреса фактического производства продукта.

ШТРИХ-КОД

Многие потребители по-прежнему привязывают данные штрих-кода к месту производства продукта, хотя далеко не во всех случаях это соответствует действительности. Штрих-код, в первую очередь, — это инструмент, позволяющий вести учет товарных позиций при их производстве, доставке и продаже.

2. В чем принципиальная разница формул: минеральные масла, полусинтетика, синтетика?

— В состав смазочного материала всегда входят две группы компонентов: пакет присадок и базовое масло. В настоящее время различают два основных типа базовых масел – синтетические и минеральные. Минеральные масла получают из тяжелых, иногда остаточных углеводородных фракций, например мазута. Такие масла обладают отличной смазывающей способностью, дешевы в производстве, но их качество менее стабильно. При производстве синтетических базовых масел используют процессы синтеза, изменяющие молекулярную структуру, что позволяет минимизировать влияние качества исходного сырья на свойства базового масла. При производстве моторного масла для достижения отдельных, например вязкостных, параметров могут быть использованы несколько базовых масел одновременно. Масло, для производства которого использовались базовые масла из синтетической и минеральной групп, называют полусинтетическим. Безусловно, состав смазочного материала оказывает влияние на его потребительские свойства. Масла с большим содержанием синтетических компонентов, как правило, отличаются лучшими низко- и высокотемпературными свойствами, ведут себя более стабильно в условиях увеличенных межсервисных интервалов, обладают лучшими энергосберегающими свойствами. То есть все современные двигатели изначально проектируются под использование полностью синтетических масел.

3. Можно ли при доливе смешивать масла с одинаковыми характеристиками, но разных производителей?

— Да, в случае необходимости можно использовать масло, отличное по своему составу от того, которое работало в моторе ранее. Все товарные моторные масла являются смешиваемыми. Однако при первой возможности рекомендуется заменить полученную смесь, т.к. при производстве двух схожих по своим свойствам, но все же разных моторных масел могут использоваться различные присадки, которые при смешении друг с другом могут давать негативный эффект.

4. Насколько критично не соблюдать интервалы замены масел? К чему это может привести?

— Каждый компонент смазочного материала имеет свой ресурс. При несвоевременной замене отработанного масла возможны следующие неприятные последствия.

Во-первых, истощение запаса моющих компонентов. После того как моюще-диспергирующий комплекс сработался, масло больше не способно удерживать в объеме продукты горения топлива. Начинается рост кислотного числа, повышается вязкость смазочного материала, что ведет к образованию низкотемпературных шламов, способных блокировать маслоподающие каналы.

Во-вторых, срабатывание комплекса антиоксидантов. На протяжении всего срока службы моторное масло работает в условиях высоких температур, кислых сред и присутствия свободного кислорода. Все это ведет к окислению масла с образованием высокотемпературных шламов и лаковых отложений. Нарушается работоспособность маслосъемных колец, повышается расход смазочного материла и износ деталей цилиндропоршневой группы.

В-третьих, срабатывание модификаторов вязкости. Разрушение полимерного загустителя может вести к снижению вязкости масла при рабочих температурах, что также ведет к повышенному износу деталей двигателя.

Очевидно, что несвоевременная замена масла может привести к ряду негативных сценариев, результат которых один — отказ двигателя.

5. Нужна ли промывка двигателя при замене масла с учетом того, что современные масла обладают хорошими моющими способностями?

— Нет, техническая необходимость использования промывочных масел при плановой замене моторного масла, при условии использования качественных смазочных материалов и соблюдения условий эксплуатации, отсутствует. Функция поддержания чистоты деталей двигателя возложена на моторное масло, в составе которого самым большим по объему (до 8%) комплексом присадок является моюще-диспергирующий. Кроме того, ряд автопроизводителей прямо запрещают использовать при эксплуатации и обслуживании автомобиля промывочные жидкости.

Что нужно знать о классификации моторных масел

  1. Классификация по типам
  2. Классификация по стандартам
  3. Что нужно учесть при покупке расходного материала

Ассортимент отечественного рынка сегодня предлагает потребителям огромный выбор моторных масел, различающихся между собой по различным характеристикам. Эта статья поможет вам узнать, какая бывает маркировка моторных масел, как они различаются по виду, будут раскрыты и другие аспекты этого вопроса.

Классификация по типам

Маркировка моторных масел (далее — ММ) для бензиновых и дизельных двигателей классифицируется по следующим типам:

  • Синтетика. Синтетические расходные материалы представляют собой ММ с пониженным показателем вязкости. Следует отметить, что вязкость моторного масла является одним из основных аспектов, на которые обращают внимание автомобилисты при покупке. Поскольку именно низкий коэффициент вязкости позволяет использовать авто при сильно высокой температуре. Благодаря этому индексу синтетика рекомендуется для эксплуатации в тяжелых условиях.
  • Минералка. Минеральные ММ имеют высокий показатель вязкости. Как показывает практика, минеральные ММ обычно имеют небольшой ресурс эксплуатации. Собственно, поэтому в последнее время она не пользуется такой популярностью, как раньше.
  • Полусинтетика. Полусинтетические смазывающие материалы являются смесью минеральных и синтетических «расходников». В этом случае вязкость моторного масла является наиболее оптимальной для использования в условиях отечественного климата. Из-за этого популярность таких жидкостей в последнее время является наиболее высокой среди потребителей. Кроме того, наиболее оптимальной в этом случае является и плотность моторного масла.

Классификация по стандартам

Разделение по температуре использования

Также следует отметить, что, помимо видов, сегодня моторные жидкости разделяются и на стандарты.

Классификация моторных масел по API. Изначально этот стандарт имел две маркировки – S и С. Маркировка S обозначает расходный материал, который допускается для использования в четырехтактных бензиновых моторах. На сегодняшний день к данной маркировке относятся девять типов веществ, которые между собой делятся по уровням возрастания эксплуатационных требований. Более подробно это изложено на рисунке. Что касается маркировки С, то к ней относятся жидкости, которые должны использоваться в дизельных ДВС, моторах машин сельскохозяйственного и строительного транспорта.

По классу API

Стандарт SAE. В первую очередь, различия, подразумеваемые этим стандартом, относятся к показателям вязкости расходного вещества, а также температуре его эксплуатации. Также при покупке необходимо иметь в виду, что данный стандарт делит смазывающие вещества и на период их использования, то есть лето или зиму. Что касается коэффициента вязкости, то он определяется комбинацией цифр, которые отмечены на этикетке канистры. В этом случае, чем цифра будет больше, тем выше будет показатель вязкости. Если жидкость будет всесезонной, то есть может использоваться как при минусовой, так и плюсовой температуре, то она будет обозначаться двойным номером с буквой, к примеру, 5W30, 10W40 и так далее.

Классификация по стандарту SAE

Стандарт АСЕА. Эта классификация была принята европейскими учеными в результате многочисленных испытаний. В отличие от американских транспортных средств, к которым предъявляются не такие жесткие требования эксплуатации, в Европе с этими требованиями намного жестче.

Читать еще:  Предохранители и реле Ford Focus 2

Что нужно учесть при покупке расходного материала

Как известно, все транспортные средства различаются между собой не только по конструкции, но и типу использования, что зависит исключительно от владельца машины. Поэтому при покупке расходного вещества необходимо учитывать:

  • качество бензина или дизеля, которым вы заправляете машину;
  • показания гидравлического сопротивления;
  • коэффициент мощности стартера транспортного средства;
  • то, как работает бензонасос, его производительность;
  • состояние автомобиля в целом с технической точки зрения.

В любом случае перед покупкой и использованием расходного материала необходимо ознакомиться с рекомендациями производителя касательно масла. И помните – качественное ММ никогда не будет стоить дешево.

Все, что нужно знать о моторном масле — рекомендации ЗР

Современный автомобиль постоянно внушает владельцу, что он, в общем-то, наездник (юзер, дебил, пользователь — нужное подчеркнуть). Кончится топливо — дуй на АЗС: тебе его нальют. Загорится лампочка — дуй в банкомат, а потом на сервис: там тебе выкатят счет. Но сам никуда не лезь! Тем, кому все-таки интересно немножко покопаться в масляной теме, мы постарались подготовить ответы на самые популярные вопросы, постоянно возникающие в интернете и нашей почте.

Что будет, если в двигателе мало масла?

Будет плохо! Допустимый уровень масла ограничен метками MAX и MIN, выход за которые недопустим. Если, к примеру, уровень снизится ниже «ватерлинии», то масляный насос начнет время от времени «глотать воздух» — такое обычно происходит при поворотах, ускорениях и замедлениях. В результате давление масла может понижаться, а часть деталей начнет работать «по сухому», оставаясь без смазки. Чем дольше вы будете «не замечать» низкий уровень масла, тем сильнее будет износ всех трущихся элементов мотора.

Это еще не всё. При низком уровне масла его температура значительно вырастает. Это понятно: меньшему объему нужно охлаждать тот же самый мотор. Из-за этого масло гораздо быстрее утрачивает свои свойства. А силовой агрегат, естественно, начинает перегреваться.

Зимой низкий уровень масла также опасен. Возможно такое сочетание температуры окружающего воздуха и вязкости масла, при котором сразу после пуска всё масло будет перекачано насосом в верхнюю часть двигателя, а стекать обратно в поддон, к маслоприемнику, оно не будет успевать.

Сказки про то, как моторы работают вообще без масла, оставим их создателям. Те режимы, в которых кудесники-присадочники гоняют свои моторы на выставках, легко выдерживает любой двигатель, не обработанный никакими присадками и добавками. Но очень недолго! А при реальной нагрузке мотор без масла помрет через несколько десятков километров, а то и быстрее. Постоянно ездить без масла могут разве что электромобили. Кроме того, если все время ехать под горку, также можно обойтись без смазочных материалов. А вот ДВС это категорически противопоказано.

Почему масла в моторе вдруг стало мало — вопрос отдельный. Угар — от естественного до высокого, банальная течь — причины могут быть разные. Но об этом не сейчас. Тем, кому интересно, почему моторы кушают масло, советуем заглянуть вот сюда.

На каком моторе надо проверять уровень — на холодном или на горячем?

На остывшем! То есть на том, который немного постоял после работы. Смысл простой: нужно, чтобы масло успело стечь из верхних частей в поддон картера, где его уровень и можно будет определить с помощью щупа. Надо выждать хотя бы минут десять, иначе замер будет необъективен: значительная часть масла просто не успеет вернуться из магистралей в картер. При этом автомобиль должен стоять по возможности ровно. Следует вытащить масляный щуп, протереть его ветошью, после чего вставить обратно и вынуть снова.

Как часто надо менять минеральное, полусинтетическое, синтетическое масло?

Источник мудрости во всех случаях один — руководство по эксплуатации конкретного автомобиля. Рекомендации производителей всегда указывают и тип масла, и периодичность его замены. Однако есть очень важный нюанс: эти рекомендации подразумевают некий среднестатистический автомобиль, условия эксплуатации которого неизвестны. Именно поэтому каждый пользователь должен вносить поправку лично под себя. Как правило, смысл простой: меняй чаще!

Сейчас на рынке автомобилей, в особенности — бюджетных, производитель стремится к снижению такого показателя, как стоимость владения. Снижать расходы на топливо — это хорошо, а вот диктовать жесткую периодичность ТО вне зависимости от условий эксплуатации — дело весьма сомнительное. Некоторые азиатские фирмы прямо говорят, что замена масла раз в 15 тыс. км пробега — это, мол, нормально, и даже в трудных условиях сокращать межсервисный пробег не рекомендуют. Понятно, что цена обладания машиной будет при этом строго определенной и минимальной, но вот что станет с ресурсом?

Многочисленные заявления автопроизводителей, что масло в их моторах может ходить без замены десятки тысяч километров, — это, на наш взгляд, вынужденная рекламная мера, заставляющая их просто повторять высказывания конкурентов. Последние ведь уже наобещали то же самое. Действительно, ну как можно регламентировать срок замены масла по показаниям одометра, не зная реальных условий использования автомобиля? Одна машина будет неторопливо кататься по спокойным и чистым финским дорогам, вторая сразу же застрянет в пробке на МКАД, а третья будет глотать песок где-то в Средней Азии. Отсюда очевидный вывод: определять периодичность замены масла должен владелец. Если, конечно, ему хоть немножко жаль свою бибику.

Мы убеждены, что про замену масла по километражу надо забыть: это просто условная верхняя граница допустимых возможностей. В реальности же автомобиль редко находится в тепличных условиях. Сегодня это стало настолько очевидно, что производители нехотя согласились: дескать, эксплуатацию машины в условиях мегаполиса надо приравнять к особо тяжелой! Ведь постоянное торчание в вялоползущей пробке убивает масло ничуть не хуже грязного бездорожья. О том, что происходит с маслом в пробках, мы уже рассказывали.

Исходя из этого, мы советуем сокращать межсервисный срок замены масла в полтора-два раза. При этом необходимо периодически оценивать реальное состояние масла — хотя бы по масляному щупу. Если оно сильно грязное или вдруг начинает скатываться подобно капелькам воды — нужна срочная замена. Любителей «страшилок» на масляную тему просим заглянуть сюда.

Как проверить состояние масла?

Мы неоднократно рекомендовали всем простейший приём оценки качества масла. Назовем его «капельной» пробой. Для этого теплое масло с кончика щупа капните на лист пористой бумаги — кусочек газеты, а лучше — пожертвовать бумажным фильтром для кофеварки. При этом гигиенические салфетки использовать не стоит, т.к. в них уже содержится полтаблицы Менделеева. Если капля растечется по бумаге, образовав несколько концентрических кругов, то пока можно ездить дальше: такое масло мотор не прикончит. А вот если оно соберется в сгусток в точке падения капли и никуда течь не захочет — то это уже беда. Бегом — менять!

Считается, что средние сроки замены масла — это 5–7 тыс. км для «минералок» и 10–12 тыс. км — для «синтетик». А вообще, лучше всего делать промежуточные ТО через 7,5 тыс. км — удобно, как раз посередине между обычными, пятнадцатитысячными. На всякий случай напоминаем: замена масла всегда сопровождается заменой масляного фильтра.

Кстати, вновь хотим предупредить автовладельцев, ездящих мало. Они порой не меняют масло по нескольку лет, считая, что машина проехала-то всего ничего — тысяч пять или восемь. Ошибка! Масло в запечатанной канистре такой срок выдержит, но как только его залили в двигатель и тот поработал хоть немного, начинается процесс окисления масла кислородом воздуха. Ведь внутренняя поверхность всех-всех деталей двигателя составляет несколько квадратных метров, и вся эта поверхность покрыта масляной пленкой. Так что малоездящие товарищи обречены на ежегодную замену масла.

Какое масло доливать?

Что подлить в мотор, если, к примеру, в дороге уровень масла снизился ниже минимума?

Лучше всего, конечно же, возить с собой литрушку того масла, которое было залито в машину во время планового ТО. Но если багажник пустой, а в придорожном магазинчике вашего масла не видать, то в качестве временной меры можно долить и другое масло, максимально близкое по группе качества к требуемому. Все современные масла при сертификации проходят тесты на совместимость с наиболее известными «коллегами», да и не так-то много в мире базовых основ и присадок. Поэтому ни одно современное масло ваш двигатель с ходу не угробит, если вы не будете тому содействовать сами. Но при первой возможности все же проведите плановую замену всего масла. Кстати, это еще полезно и потому, что остаток масла, еле улавливаемый щупом, очень быстро стареет, так что риск дальше кататься на нем, даже после доливки свежего, будет высоким. Вам это надо? Промывать при этом двигатель или нет, можно почитать здесь, а также вот здесь.

Как долить масло?

При этой операции трудно что-либо испортить. Основная опасность — не перепутать заливную горловину двигателя и, скажем, горловину коробки передач: такие случаи были. Вторая возможная неприятность — вылить половину канистры мимо. Чтобы этого не случилось, пользуйтесь воронкой, только чистой. Обычно у большинства автомобилей уровень между риской MAX и MIN на щупе соответствует примерно одному литру масла. Если вам тяжело сразу оценить необходимый объем доливки, то старайтесь не торопиться, время от времени проверяя щупом уровень масла. Только не забывайте дать ему время добраться до поддона картера. Перелив масла не столь опасен, как недолив, но лучше не надо!

О цвете, вкусе и запахе масла

Вначале о цвете. Учтите, что даже новое масло в канистре может не быть светлым. Многие производители, используя переработанную основу масла, допускают цвет вплоть до светло-коричневого. А в двигателе масло может только темнеть. Причем если у вас дизель, то потемнение происходит сразу после первого пуска двигателя на новом масле. В девяностых годах прошлого века, когда и автосервисы, и автовладельцы были изрядно криминализированы, дело доходило чуть ли не до стрельбы. И всё потому, что после замены масло в дизеле мгновенно становилось черным. И начинались разборки: мол, ты масло не менял вообще!

Читать еще:  Замена сайлентблоков передних рычагов Ford Focus 2

Новые времена стали чуть мягче, а владельцы — чуть грамотнее. И теперь понимающие люди радуются, когда масло постепенно темнеет. Это значит, что оно работает, моющие присадки заставляют грязь не задерживаться на стенках двигателя, а плескаться в масле и вместе с ним уходить. Желательно почаще, о чем и написано выше.

А что касается запаха, то тут можно отметить несколько вариантов. Если масло сильно окислилось, то не стоит удивляться запаху тухлых яиц. Такое масло способно вызывать коррозию узлов мотора. Если в масло попал бензин, то такое масло пахнет… Правильно — чем же еще, если не бензином?

Автомобильные масла: что нужно знать при покупке

Проблема выбора автомобильных масел особенно актуальна в зимний период. Ведь качество смазочных материалов влияет не только на запуск двигателя и работу коробки передач в мороз, но и на скорость износа наиболее дорогостоящих узлов автомобиля

Масла необходимы для качественной и долговечной работы автомобиля: помимо своей основной функции — снижения трения между деталями — они обеспечивают охлаждение и защищают основные узлы автомобиля от загрязнения. От того, насколько правильно подобраны смазочные материалы, будет зависеть степень износа двигателя и трансмиссии, а также качество их работы, поэтому крайне важно подойти к этому вопросу со всей ответственностью.

Существует универсальное правило, следуя которому, просто невозможно ошибиться с выбором: всегда строго следуйте рекомендациям автопроизводителя. В инструкции по эксплуатации указана вся информация о допустимых к использованию классах вязкости, а также отраслевых стандартах и требованиях к классу качества

Моторные масла: виды и различия

Существует несколько классификаций моторных масел, основанных на различиях в их составе, качестве, соответствии экологическим нормативам и т. д. Самая широко известная из них разделяет все моторные масла по происхождению базового масла на три большие категории: синтетические, полусинтетические и минеральные.

Классификация API, Американского института топлива (American Petroleum Institute) также известна как «классификация по качеству масел». По сути, она определяет набор требований, которому соответствует продукт того или иного класса. Информация об этом обычно указывается на этикетке в виде API S*, API C* либо API S*/C*, где S означает, что масло предназначено для бензиновых двигателей, а С — для дизельных. Если две буквы разделены косой чертой, это означает, что данный продукт подходит для всех моторов, однако тот вид, что указан первым, является предпочтительным. Буквенный код, указанный в этой маркировке вместо звездочки, обозначает соответствующий класс качества.

Европейская классификация ACEA основана на тестах независимой организации EELQMS (European Engine Lubricant Quality Management System). Она разделяет масла по эксплуатационным свойствам, причем в редакции, принятой в 2004 году, масла для бензиновых и дизельных легковых автомобилей были объединены в общую категорию. На данный момент существует три типа маркировок по ACEA: А/В — моторные масла для использования в бензиновых и дизельных двигателях; С — масла, которые разрабатывались с учетом экологического стандарта Euro 4 и могут использоваться при наличии в конструкции автомобиля катализаторов выхлопа и сажевых фильтров; Е — моторные масла для использования в дизельных двигателях спецтехники и тяжелого транспорта.

Существуют и менее известные классификации. Например, маркировка ILSAC разработана Американской (ААМА) и Японской (JAMA) ассоциациями производителей автомобилей. Она предназначена для ГСМ, которые производятся в США и Японии, и обозначает, что продукция прошла тестирование по целому ряду параметров, включая вязкость, склонность к пенообразованию и многие другие. Для автолюбителей на данный момент актуально обозначение ILSAC GF-5, указывающее, что масло разработано для предотвращения отложений на поршнях и деталях турбокомпрессоров автомобилей, произведенных в 2011 году и ранее.

Существует также отдельная спецификация, разработанная Японской организацией автомобильных стандартов (JASO). Она основана на новых методах стендовых испытаний моторных масел, причем выделяет отдельные категории ГСМ для двухтактных (классы FA, FB, FC, FD) и четырехтактных (классы MA-1, MA-2, MB) двигателей внутреннего сгорания. Эта классификация может быть актуальна для владельцев японских мотоциклов, стремящихся подбирать моторное масло в соответствии с требованиями производителей. Отдельно JASO выделяет несколько категорий моторных масел для дизельных двигателей: DH-1 (могут применяться при использовании топлива, доля серы в котором превышает 0,05 %), DH-2 (для грузовиков и автобусов, оснащенных системой предварительной очистки отработавших газов) и DL-1 (для легковых автомобилей, работающих на топливе с низким содержанием серы и оснащенных устройствами предварительной очистки отработавших газов)

Трансмиссионные масла: какое нужно именно вашему авто?

Как и моторные масла, трансмиссионные различаются по вязкости и эксплуатационным свойствам. Общепризнанной спецификацией по классам вязкости на данный момент является SAE J306, разработанная Обществом автомобильных инженеров. Она используется ведущими автопроизводителями и выделяет низкотемпературные и высокотемпературные классы трансмиссионных масел. Например, маркировка 75W (winter) означает, что при –40°С показатель динамической вязкости по Брукфильду составит не более 150 000 сП. Такой показатель обеспечивает сохранность деталей трансмиссии во время начала движения автомобиля вплоть до температуры –40°С. А высокотемпературный класс 80 указывает на то, что значение кинематической вязкости масла при температуре 100°С будет находиться в диапазоне 7–11 сСт, что характеризует толщину и несущую способность масляной пленки при рабочих температурах агрегатов трансмиссии. Всесезонные же трансмиссионные масла сочетают в себе оба типа классов вязкости. Например, пометка 80W–140 означает, что данный продукт обеспечивает эффективную работу трансмиссии при температуре до –26°С и имеет большую вязкость при рабочих температурах — 24–41 сСт.

Второй важный показатель, который необходимо учитывать, — это функции трансмиссионного масла. Например, ГСМ для механической коробки передач должны обладать хорошими противоизносными и антифрикционными свойствами. Для снижения износа высоконагруженных зубчатых передач применяются эффективные присадки ЕР (extreme pressure), содержащие хлор, серу, фтор и др. Эти элементы взаимодействуют с поверхностью металла в зоне высокой нагрузки и, следовательно, локального нагрева, образуя прочную пленку и защищая сопряженные металлические поверхности от выкрашивания. Однако эти элементы могут выступать интенсификаторами коррозии деталей из цветных металлов и оказывать негативное влияние на фрикционные элементы. Это делает невозможным их применение в синхронизированных механических и автоматических коробках передач, а также в самоблокирующихся дифференциалах повышенного трения. Для этих агрегатов могут использоваться масла со специальными пакетами присадок, которые оказывают меньшее влияние на цветные металлы и фрикционные элементы.

Масла для автоматических трансмиссий должны смазывать и защищать сопряженные детали от износа, но при этом обеспечивать необходимые коэффициенты статического и динамического трения, иметь высокий индекс вязкости для обеспечения стабильной работы во всем температурном диапазоне и эффективно передавать крутящий момент в гидротрансформаторе.

Для того чтобы корректно описать свойства трансмиссионных масел, Американский институт нефти (API) разработал отдельную спецификацию: МТ-1 — масла, применяемые в несинхронизированных механических коробках передач автобусов и грузовой техники; GL-4 — масла для работы в шестернях с коническим зацеплением с умеренными и высокими скоростями вращения и нагрузками (применяются в механических трансмиссиях и ведущих мостах); GL-5 — масла для работы в высоконагруженных гипоидных и иных зубчатых передачах с высокими и низкими скоростями вращения и высокой ударной нагрузкой.

Некоторые автопроизводители создают собственные системы спецификаций трансмиссионных масел, в которых учитывают дополнительные специфичные требования и особенности режима работы агрегатов, такие как температурный режим, контактные напряжения, скорости скольжения и совместимость с применяемыми уплотнениями. Так, крупнейший производитель агрегатов трансмиссий ZF выделил 21 группу трансмиссионных масел. Рассмотрим наиболее распространенные из них: ZF TE-ML 02 — механические и автоматические трансмиссии грузовых автомобилей и автобусов; ZF TE-ML 05 — ведущие мосты внедорожной мобильной техники; ZF TE-ML 11 — механические и автоматические трансмиссии легковых автомобилей; ZF TE-ML 12 — ведущие мосты легковых и грузовых автомобилей и автобусов.

Стоит отметить, что все особенности агрегатов трансмиссии, равно как и требования к применяемым смазочным материалам, указаны в руководстве по эксплуатации автомобилей. Таким образом, чтобы правильно подобрать трансмиссионное масло, необходимо уточнить вид агрегата, для которого оно предназначено, и условия эксплуатации автомобиля. Однако основным источником необходимой информации будет инструкция по эксплуатации. При отсутствии же этих данных можно связаться с официальным представительством завода-изготовителя или проверенным поставщиком смазочных материалов.

Для чего нужно моторное масло?

Моторные масла предназначены для смазывания поршневых двигателей внутреннего сгорания. Они работают в исключительно тяжелых условиях.

Другим смазочным материалам, применяемым в автомобилях – трансмиссионным маслам и пластичным смазкам несравненно легче выполнять свои функции, не теряя нужных свойств, так как они работают в относительно однородной среде, с более или менее постоянными температурой, давлением и нагрузками.

Функции моторного масла. Масло снижает трение между деталями двигателя за счет образования масляной пленки и таким образом уменьшает неизбежный износ. Постоянство масляной пленки – необходимое условие надежной работы двигателя. Масло способствует теплообмену в двигателе. Благодаря постоянной циркуляции оно обеспечивает температурный баланс двигателя. Поэтому оно должно сохранять все свои свойства в значительном интервале температур. Масло защищает детали двигателя от окисления и коррозии за счет содержания антикоррозийных присадок. Они нейтрализуют негативные последствия попадания внутрь двигателя паров, влаги, пыли и продуктов сгорания. Масло обеспечивает внутреннюю чистоту двигателя. Специальные очищающие присадки в масле вымывают все отложения, образующиеся в процессе работы двигателя, в результате чего масло темнеет, что является нормальным процессом. Наличие указанных присадок делает ненужной промывку двигателя при замене масла. Масло участвует в охлаждении двигателя. После охлаждающейся жидкости моторное масло является второй жидкостью, обеспечивающей нормальное охлаждение двигателя. Масло обеспечивает долговечность двигателя. Противоизносные присадки, добавляемые в моторные масла, призваны максимально увеличить ресурс двигателя.

Читать еще:  Ford focus ii, ford focus iii — два на три

Для того, чтобы моторное масло успешно осуществляло свои функции, в базовое масло добавляют пакет присадок (химически активных веществ). В современных моторных маслах доля добавок и присадок в среднем составляет 15-20%.

Существует 4 вида базовых масел:
— минеральные (полученные путем вакуумной перегонки мазута с последующим рафинированием);
— гидрокрекинговые (гидрокрекинг минерального масла);
— полусинтетические (смесь минерального и синтетического масел, глубокий гидрокрекинг);
— синтетические (направленный синтез).

Классификация моторных масел:
SAE (Американское Общество Автомобильных Инженеров)
API (Американский Институт Нефти)
ACEA (Ассоциация Европейских Производителей Автомобилей) с 1996 г. пришла на смену
CCMC (Комитет Производителей Автомобилей Европейского Общего Рынка)
ILSAC (Международный Комитет по Стандартизации и Одобрению Смазочных Материалов – совместная американо-японская классификация)
JASO (Японская организация Автомобильных Стандортов)
MIL-L (Спецификации Военного Ведомства США)
ГОСТ 17479.1-85 (Российская классификация по вязкостно-температурным и эксплуатационным свойствам).

Дополнительно, ведущие производители автомобилей подвергают масла испытаниям по собственным программам, после чего допускают масла, выдерживающие такие испытания, в качестве масел для сервисного обслуживания всех или определенных типов техники своего производства. Такие спецификации называют допусками.

Важнейшие, наиболее часто упоминаемые фирменные спецификации (допуски) моторных масел, имеют следующие автопроизводители: VW, BMW, MB, PSA, FORD, GM.

Совместимость и взаимозаменяемость моторных масел. Моторные масла одного класса вязкости SAE и имеющие одинаковые спецификации APIACEA, произведенные нефтяными компаниями «большой пятерки», с одинаковой базовой основой (синтетика-синтетика, минеральное-минеральное) – не вступают между собой в агрессивное взаимодействие. Но во избежание неприятностей, особенно с продукцией малоизвестных фирм, необходимо следовать общему правилу – при необходимости доливки объем нового масла не должен превышать 15% от общего. После такой заливки необходима полная смена масла в системе в ближайшее время, во избежание негативных последствий для двигателя.

Выбор моторного масла. Масло должно соответствовать конкретному мотору. Поэтому перед выбором моторного масла следует выяснить:
— тип и год разработки двигателя Вашего автомобиля
— степень форсированности двигателя
— наличие турбины
— условия эксплуатации автомобиля: умеренные – нормальный смешанный цикл (город-трасса), тяжелые – езда по бездорожью, спортивные соревнования, перевозка грузов;
— минимальную температуру воздуха при эксплуатации автомобиля;
— степень износа двигателя
— наличие или отсутствие гидрокомпенсаторов в механизме зазора клапанов. В частности, для новых двигателей с малыми зазорами в трущихся парах требуется более «легкое», жидкое масло, особенно зимой
— степень совместимости примененных в Вашем двигателе материалов с синтетическими маслами.

Интервал замены масла. Периодичность замены масла определяет автомобилестроитель, исходя из конструктивных особенностей и условий эксплуатации. Например, для одних и тех же автомобилей существуют более увеличенные интервалы замены в Западной Европе (30 000- 50 000 км) и сокращенные из-за низкого качества топлива, сурового климата, условий эксплуатации в странах СНГ (10 000-20 000 км). В России мастера СТО рекомендуют осуществлять замену масла через 7500-10000 км.

Статьи

На поверку, вязкость моторного масла — один из самых неочевидных параметров, который часто стает камнем преткновения привыборе масла. Проблема в том, что существует множество различных точек зрения — у продавцов, официальных сервисменов, «гаражных» автомехаников и просто опытных автолюбителей. И эти мнения зачастую противоречат одно другому.

На самом же деле, если понимать хотябы в общем назначение масла в двигателе, вопрос о вязкости не должен быть слишком сложным.

Вместо вступления:
Самые популярные заблуждения автолюбителей относительно вязкости моторного масла, навязанные производителями автомасла и мотористами СТО:

  1. «Если я люблю ездить быстро – мне стандартное моторное масло не подходит – нужно заливать более спортивные автомобильные масла» — реальная потеря мощности и быстрый капитальный ремонт двигателя Вам обеспечены – действуйте!
  2. «Когда разрабатывался мой мотор – еще не было современных масел с большой вязкостью, так что автопроизводитель и не мог их рекомендовать» — не было тогда не только современных марок моторного масла, не было еще и технологий производства двигателей, рассчитанных на современное автомасло, так что начинайте подыскивать хорошего мастера для капремонта мотора.

Что такое вязкость масла?

Главная задача автомасла – не допустить сухого трения движущихся внутренних деталей двигателя, а также обеспечить минимальную силу трения при максимальной герметичности рабочих цилиндров. Очевидно, что сделать субстанцию, которая обладала бы необходимыми для этого свойствами, и при этом имела бы стабильные характеристики в широком диапазоне температур невозможно, а диапазон рабочих температур масла в двигателе достаточно широк.

НеобходимоВязкость масла заметить, что та температура, которую большинство автолюбителей наблюдают на приборной доске, и которую принято называть температурой двигателя – на самом деле является температурой охлаждающей жидкости, которая действительно стабильна в прогретом двигателе и должна составлять около 90 градусов. Температура масла при этом существенно «гуляет» и может доходить до 140-150 градусов в зависимости от скорости и интенсивности движения.

Исходя из этого, для каждого отдельно взятого двигателя производитель определяет компромиссные оптимальные параметры автомасла. Именно эти параметры, как считает производитель мотора, должны обеспечить максимальный коэффициент полезного действия (КПД) при минимальном износе внутренних деталей мотора при заданных «типичных» условиях эксплуатации.

Наиболее важным из параметров автомасла считается его вязкость.

Простым языком, понятным автолюбителю, можно сказать так: вязкость масла – это его способность оставаться на поверхности внутренних деталей мотора и при этом сохранять текучесть. Вроде не сложно? Но ведь именно вязкость масла более всего меняется в зависимости от температуры, являясь «переменной» величиной?

Именно поэтому, Американской ассоциацией автомобильных инженеров (SAE) разработана классификация моторного масла по вязкости, которая описывает вязкость того или иного автомасла при разных рабочих температурах. По сути, эта классификация дает диапазон температур, в котором работа двигателя является безопасной, при условии, что производитель мотора допустил моторное масло с такими параметрами к использованию в этом двигателе.

Что означают цифры обозначения вязкости масла на этикетке?

После аббревиатуры SAE мы видим несколько чисел, разделенных буквой W и тире, например 5W-30 (для всесезонного масла, которое, как правило и используют все автолюбители). Не вдаваясь в физику и сложную терминологию (это есть ниже), расшифровать эту надпись можно так:

5WРасшифровка кодировки вязкости масла – это низкотемпературная вязкость, которая означает, что холодный запуск двигателя возможен при температуре не ниже -35°С (т.е. от цифры перед W нужно отнять 40). Это та минимальная температура этого автомасла, при которой масляный насос двигателя сможет прокачать масло по системе, не допустив при этом сухого трения внутренних деталей. На работу прогретого двигателя этот параметр никак не влияет.

Если отнять от этой же цифры 35 (в данном случае – это -30°С), то мы получим минимальную температуру «проворачиваемости» двигателя. Очевидно, что с понижением температуры масло становится гуще и стартеру все сложнее становится провернуть мотор при холодном запуске. Но это усредненный параметр, реальная картина очень сильно зависит от самого двигателя, а потому очень важно при выборе вязкости не отступать от рекомендаций производителя Вашего авто.

Все, больше первая цифра перед W ровным счетом ничего не означает, и на работу прогретого двигателя ровным счетом никак не влияет. Так что если Вы живете в регионе, где температура воздуха зимой редко опускается ниже -20°С – Вам по этому параметру подойдет практически любое масло из продающихся на рынке. Другой вопрос, в каком состоянии Ваши стартер и аккумулятор, если они уже слегка подуставшие, им безусловно легче будет завести мотор при -20°С на масле 0W-30, чем если это будет 15W-40.

Гораздо интереснее второе число в обозначении – высокотемпературная вязкость (в данном случае это 30). Его нельзя так просто, как первое, перевести на понятный автолюбителю язык, ибо это сборный показатель, указывающий на минимальную и максимальную вязкость масла при рабочих температурах 100-150°С. Чем больше это число, тем выше вязкость моторного масла при высоких температурах. Хорошо это, или плохо именно для Вашего мотора – знает только производитель автомобиля.

Какая вязкость лучше подходит для двигателя?

Принято считать, что чем выше вязкость при высоких температурах – тем лучше. В частности, масла с высоким показателем высокотемпературной вязкости рекомендуют для спортивных автомобилей. Но это абсолютно не означает, что если Вы зальете в свой гражданский мотор спортивное масло, он от этого станет спортивным или лучше поедет. Скорее всего, будет как раз наоборот – вы таким образом потеряете мощность и быстро уложите двигатель.

ПовторюсьРекомендации о вязкости масла в сервисной книжке уже в который раз – ни в коем случае не следует заливать в двигатель масло, вязкость которого не предусмотрена производителем автомобиля именно для Вашего мотора! Производитель авто учел все возможные режимы езды на Вашем двигателе и рекомендовал именно те параметры вязкости, которые для ЭТОГО мотора являются оптимальными.

Очень показательным является эксперимент, произведенный Михаилом Колодочкиным и Александром Шабановым, описанный в журнале «ЗА РУЛЕМ» № 3/2008. Они попробовали залить в двигатель ВАЗовской восьмерки масло с высокотемпературной вязкостью в 50 единиц и обнаружили (и доказали) существенное падение мощности, а также увеличение износа двигателя по сравнению с предусмотренным производителем моторным маслом с верхней вязкостью в 40 единиц.

Только не надо улыбаться, приговаривая: «а, Жигули, ну понятно…». На любой иномарке эксперимент дал бы те же результаты, потому что суть там именно в том, какую максимальную вязкость предусмотрел производитель авто!

Таблица значений вязкости моторного масла по классификации SAE
Автомобильные масла — классификация SAE J-300 DEC99

Класс по SAE

Вязкость низкотемпературная

Вязкость высокотемпературная

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector